Почтальон не свистит дважды
С 1 июля автоинспекция получит право рассылать нарушителям ПДД квитанции для оплаты штрафов. Менее двух недель остается до вступления в силу последней серии поправок в 12-ю, «автомобильную» главу Кодекса об административных правонарушениях. Как известно, новые или обновленные статьи КоАП вводятся в действие тремя порциями — с 11 августа 2007 года, с 1 января 2008-го и с 1 июля.
На этот раз основными новшествами, ожидающими автомобилистов, станут почтовая рассылка штрафов за нарушения, зафиксированные приборами автоматической фото- и видеофиксации, а также наделение инспекторов ГИБДД правом самостоятельно проводить медицинское освидетельствование водителей, заподозренных в употреблении спиртного. Во всяком случае именно на эти новации обращает внимание автовладельцев заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин.
«С 1 июля законодательным образом устанавливается возможность при помощи специального технического средства, работающего в автоматическом режиме и имеющего функции фото-, киносъемки и видеозаписи, фиксировать правонарушения и привлекать к ответственности владельцев транспортных средств», — разъяснил г-н Кузин, выступая вчера на пресс-конференции. Но при этом в законе предусмотрено: собственник автомобиля освобождается от административной ответственности, если он подтвердит, что в момент фиксации нарушения правил машина находилась в пользовании другого человека (например, по доверенности), либо «выбыла из его обладания в результате противоправного действия других лиц» — проще говоря, была угнана. Основное нарушение, которое будет фиксироваться «недремлющим оком», — превышение скорости. «Хотя в перспективе при помощи таких приборов можно будет выявлять и проезд на запрещающий сигнал светофора, и выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, и ряд других правонарушений», — добавил замначальника ДОБДД.
В данный момент подразделения ГИБДД оборудованы аппаратно-программными комплексами, которые, по словам полковника Кузина, уже готовы к применению «в соответствии с новыми нормами законодательства». Правда, в полном объеме с 1 июля стационарные комплексы, призванные фиксировать нарушения скоростного режима, начнут массово использоваться лишь в трех регионах — Москве, Московской области и Краснодарском крае. «В остальных субъектах федерации будут использоваться передвижные приборы», — пояснил Владимир Кузин. По его мнению, мобильные технические комплексы, установленные в автомобилях инспекторов ГИБДД, могут быть даже более эффективными, поскольку «они могут постоянно менять свое местонахождение».
У приборов, которыми вооружили автоинспекторов, две основные функции: фиксация скорости и распознавание регистрационных знаков автомобиля-нарушителя. Замглавы ДОБДД не без удовольствия перечислил подробности технического процесса: «Информация о правонарушении фиксируется в памяти устройства, после этого сведения по оптоволоконной связи либо (если это передвижной комплекс) посредством wi-fi доставляются на рабочее место в отделение ГИБДД. Там информация сверяется с федеральной базой зарегистрированных транспортных средств, и в итоге выводится на принтер, в который уже заряжен бланк, включающий постановление об административном правонарушении, фотографию автомобиля и квитанцию об оплате штрафа». Далее документы запечатываются в конверт и отправляются владельцу автомобиля по почте с уведомлением. Штраф необходимо будет оплатить в общем порядке — в течение 30 дней.
Как рассказал Кузин, сейчас ДОБДД совместно с Мининформсвязи начали работу по созданию общефедеральной базы данных, в которую будут попадать нарушители. «В 2008—2009 годах предусмотрено создание головного образца этой системы, которая будет взаимодействовать со Сбербанком, службой судебных приставов, Федеральным казначейством и ФГУП «Почта». В рамках федеральной целевой программы этот головной образец будет тиражироваться во все регионы России», — сообщил замглавы департамента безопасности дорожного движения.
«Второе новшество, как известно, касается права сотрудников автоинспекции, Военной автомобильной инспекции и государственной инспекции по маломерным судам проводить освидетельствование состояния алкогольного опьянения», — продолжил объяснение Владимир Кузин. С 1 июля гражданам, заподозренным в том, что они сели за руль в нетрезвом состоянии, дается возможность пройти такое освидетельствование либо на месте задержания инспектором, либо, если водитель не согласен с проведением осмотра сотрудником ГИБДД или его результатами, отправиться на освидетельствование в медучреждение. К тому же наконец вводится относительно четкий критерий, по которому можно судить об опьянении водителя, — количество алкоголя в организме. Раньше эти данные служили лишь ориентиром для врача-нарколога, который делал заключение по совокупности других клинических данных, — устойчивости водителя, внешнему виду, поведению, реакциям и т.д. «Под состоянием опьянения следует понимать наличие в крови этилового спирта в концентрации 0,3 и более граммов на 1 литр крови, или 0,15 миллиграммов и более на 1 литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических и психотропных средств в организме человека», — процитировал выдержки из нового законодательства полковник Кузин. Он уточнил, что у инспекторов на дорогах будут сертифицированные приборы, которые способны на месте установить, превышена предельная норма алкоголя в организме или нет. При этом он опроверг миф о том, что появление предельной нормы алкоголя является своего рода «индульгенцией» для желающих выпить перед поездкой. «Данные изменения в закон не говорят о том, что граждане имеют возможность выпить и сесть за руль», — предупредил водителей замглавы ДОБДД. Изменения, подчеркнул он, были внесены в закон лишь для того, чтобы обеспечить большую объективность освидетельствования на состояние опьянения.
*