Единственный для нас способ справиться с ростом цен на продовольствие — самим производить больше. Как свидетельствуют данные статистиков, Россия уже сделала шаг к тому, чтобы кормить себя сама. В стране растет производство растительного масла, мяса, крупы, муки. Жаль только, что цены в магазинах почему-то живут собственной жизнью.

Самых выдающихся успехов добились в этом году производители растительного масла. Им удалось увеличить выпуск продукции сразу на 18,6%. Если такие темпы сохранить, то никакой импорт нам будет не нужен, да и наша семечка перестанет быть золотой. Приличными темпами растет производство мяса, колбас и мясных консервов. А это значит, что рано или поздно бразильская говядина и европейская свинина станут нам не нужны.

Впрочем, пока это мечты. Россия по-прежнему сохраняет угрожающую зависимость от заграничных поставок.

Импортного мяса на нашем рынке — не менее 50%, а молока — не менее четверти. Понятно, что в условиях мирового продовольственного кризиса это недопустимо. Тем более что страна имеет фантастический сельскохозяйственный потенциал.

На нашей территории сосредоточено 9% мирового запаса пахотных земель, из которых 40% — плодородный чернозем. А самое главное, что государство наконец начало поддерживать крестьян не на словах, а на деле — льготами и субсидиями. Так, например, в этом году правительство выделит по 5 млрд рублей свиноводам и птицеводам. Но кто позаботится о потребителях?

Взять хотя бы то же растительное масло. Его производство растет ударными темпами. В то же время опрос, проведенный ВЦИОМом, свидетельствует: большинство россиян жалуется, что именно растительное масло дорожает в последние месяцы самыми быстрыми темпами. В чем причина подобного парадокса?

— С января по апрель 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем производства всех растительных масел сократился на 25%. Рафинированного масла действительно произвели больше. Но снизить розничные цены это не помогло, ведь рост цен как на сырое, так и на рафинированное масло в течение сезона был рекордный, — рассказала «Известиям» ведущий аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Алина Мирсагатова.

Не самым удачным стало начало нынешнего года для хлебопеков и молочников. Первые страдают из-за низкой рентабельности (дают о себе знать высокие цены на зерно и повышение тарифов на энергоносители), а у вторых еще просто не сезон — высшей «производительности» буренки достигают только к лету.

И наконец, самое важное. Статистика — вещь довольно-таки лукавая. Ведь для того, чтобы потребитель начал радоваться стахановским достижениям наших сельхозпроизводителей, необходимо, чтобы те получили прямой доступ к прилавку. Продовольственная безопасность — это не только огромные объемы продуктов, которые производятся внутри страны, но и возможность для каждого из нас купить эти продукты в магазине.

Пока у нас с этим проблема. Производить производим, а девать то же мясо просто некуда. В прошлом месяце глава Минсельхоза Алексей Гордеев поведал удручающую статистику: за два года в нашей стране было создано 2 тыс. фермерских кооперативов. При этом сельскохозяйственных кооперативных рынков, на которых продовольствие продается без сумасшедших торговых наценок, было открыто всего… 5.

Что из этого вытекает, очень хорошо показывает пример с молоком. «Известия» уже писали, что закупочные цены на него в последние месяцы снизились вдвое, но в магазинах молоко продолжает дорожать. Виноваты посредники, скупающие у крестьян молоко по бросовым ценам? Да. Но не только. Немалую лепту в инфляцию вносят завравшиеся продавцы, которые к тому же нередко находятся в прямом сговоре с производителями. Если не пресекать подобные «соглашения», то молоко вскоре может подорожать до 80 рублей за литр, пугают эксперты. И тут уже никакой рост производства не поможет.

Известия

***