На руссо туристо пожаловались
В Нидерландах опубликовано исследование, в котором систематизированы жалобы голландских туристов на отдыхающих из России.
В России, прочитав этот научный труд, одни явно упрекнут автора в неприкрытой «аллергии» на все русское. Другие, очевидно, согласятся с тем, что многое из описанного соответствует действительности.
Культуролог-антрополог Эсме Виссер решила выяснить, где хуже всего отдыхать голландцам и кто им мешает? Она лично опросила несколько сотен туристов, а также проштудировала тысячи отзывов на различных форумах в Интернете. В итоге пришла к довольно скандальным выводам. Оказалось, что чаще всего голландцы недовольны своим отдыхом в Турции, Египте и Арабских Эмиратах. Причем виновата в этом не принимающая сторона, а туристы из России, которые отдыхали по соседству.
«Меня буквально шокировало, насколько часто звучала критика в адрес россиян в отзывах отдыхающих из Голландии, — пишет в своем докладе Виссер. — Около 40 процентов отзывов касались россиян. Из них подавляющее большинство содержали жалобы».
И все же за последние несколько лет голландцы настолько часто стали жаловаться своим туроператорам на российских туристов, что, по словам Виссер, появились «туры без русских». Как же быть с политкорректностью? «Это действительно смахивает на дискриминацию по национальному признаку, — соглашается автор доклада. — Однако спрос на подобные туры действительно есть». Более того, по ее информации, этот спрос постоянно растет.
И все-таки, на что жалуются голландцы? Выяснилось, что больше всего их раздражают россиянки. «Мне пришлось выслушать много рассказов о том, что русские женщины на курортах увлечены флиртом со всеми окружающими гостями, в то время как их собственные мужья пьяны и не уделяют им должного внимания, — говорится в докладе. — Русские женщины, как правило, ухожены и женственны, привлекательно одеты, носят — даже в отпуске — макияж и дорогие платья. Они не стыдятся в ничего не прикрывающих купальных трусиках дефилировать вокруг бассейна. Голландским женщинам это не нравится». Иными словами, получается, что голландки просто опасаются, что не выдержат конкуренции со стороны более симпатичных россиянок.
Есть, впрочем, жалобы и со стороны голландских мужчин — они чувствуют себя одиноко среди толп туристов из России, которых с каждым годом становится все больше и больше: «Доходит до того, что в некоторых отелях русских — 99 процентов. Разумеется, одинокий голландец чувствует себя в таком окружении, когда все вокруг говорят только по-русски, неловко». Правда, к выводу о том, что голландцам просто пора начать учить русский, чтобы «влиться в коллектив», Виссер так и не приходит.
Вместо этого она советует русским туристам овладевать западными языками и, не стесняясь, общаться с интуристами. При этом она призналась, что в ранней юности два года жила в Киеве и там у нее сформировалось немало стереотипов о «русских», как в Голландии называют всех выходцев из бывшего СССР.
Между тем
Со многими из стереотипов, очевидно, автор доклада так и не смогла до сих пор распрощаться, что подтверждается следующими выводами Виссер. По ее словам, у русских принята совсем иная жестикуляция и мимика, чем на Западе. Например, продолжает она, русские почти не улыбаются: «Улыбаться незнакомым людям на улице у русских не принято. Для голландцев же улыбка — это знак вежливости». Видимо, осталось только выяснить, насколько вежливо обвинять, причем в научной форме, целый народ в невежливости из-за явно зашкаливающих комплексов нескольких сотен соплеменников. Впрочем, в чем-то они явно правы.
*