Этот день в истории края. Голод 1921 года
20 июня 1921 года губернский комиссар по продовольствию М.Н.Яшанов, докладывая о продовольственном положении в губернии делегатам VIII губернского съезда Советов, сообщил, что в распоряжении губпродкома осталось 220 тыс. пудов хлеба, в том числе 180 тыс. пудов овса. «Этих запасов хватит на июнь, а дальше пока никаких перспектив нет», сказал комиссар. Самарская губерния стояла на пороге голода.
Созданный в Самаре комитет помощи голодающим Поволжья начал формировать продовольственные дружины. Почти 2 тысячи партийных и профсоюзных активистов были посланы на заготовку продовольствия в Сибирь, на Украину и в другие регионы, не подвергшиеся засухе. А в своей губернии дружинники пытались сохранить сельскохозяйственный инвентарь и скот, который спекулянты скупали у крестьян за бесценок.
За лето и осень 1921 года Губкомгол заготовил 12 миллионов пудов семенной ржи под урожай 1922 года. Из Тульской области стало поступать продовольственное зерно. Созданный по инициативе немецкой коммунистки Клары Цеткин Международный комитет рабочей помощи присылал рис, консервы, сухое молоко. Даже Афганистан прислал 100 тысяч пудов зерна. Но помощь голодающим шла с большим запозданием. В Самарской губернии от истощения ежемесячно погибало около тысячи человек. Хлеб стали делать из гречневой лузги, из корней болотных растений, березовых сережек, но его все равно не хватало. В деревнях стали распространяться случаи трупоедения.
И все же Губкомгол сделал немало для спасения людей. В первую очередь он взял под свою защиту детей. Для оставшихся без родителей малышей создавались детские дома. Организовывались так называемые «питательные пункты» и столовые. В них питалось около двух миллионов взрослых и детей. Комитет помощи голодающим заготовил в общей сложности 25 миллионов пудов семенного зерна. Из них 3 миллиона досталось Самарской губернии. Посеянный весной 1922 года хлеб дал губернии урожай в 27,6 миллионов пудов зерна. Этого было мало, но этот хлеб все же спасал от повторного голода. Самарские крестьяне постепенно стали подниматься на ноги.
*