Этот день в истории края. Пароход «Самара»
19 июня 1846 года прибыли на жительство в Самару декабристы Беляевы. После двадцати лет тюрьмы, ссылки в Сибирь и службы на Кавказе Самара показалась Александру Петровичу и Петру Петровичу тихим райским уголком, а самарские девицы нежными, прелестными созданиями. Братья построили пароход «Самара» — первое волжское судно, названное именем нашего города.
После непродолжительного отдыха братья занялись торговлей, «…стали также скупать пшеницу, чтобы при повышении цены продавать с барышом». А за месяц до их приезда в Самаре произошло событие, которое ознаменовало собой новую страницу в истории отечественного судоходства. Первый волжский пароход «Волга» совершил в мае именно из Самары свой первый рабочий рейс. Когда судно пришло в город за новой партией пшеницы, братья поспешили посмотреть на него. На пароходе оказался и сам управляющий пароходного общества господин Ренхен. Он радушно принял бывших офицеров российского флота и даже изъявил желание помочь, если они захотят построить свой пароход. Порекомендовал заказать пароход, который не вел бы за собой на буксире баржи, а перевозил зерно непосредственно в своих трюмах.
«…об этом нашем предприятии пошли толки во всех домах, — вспоминал Александр Петрович, — и, наконец, вызвались желающие составить товарищество, к ним присоединились другие, но решались они на это с тем, чтобы кто-нибудь из нас, братьев Беляевых, взялся за дело устройства всего предприятия и его ведение».
Чертежи сухогрузного судна получили из Роттердама, а построить собрались в Рыбинске. Но все знающие люди пришли к мнению, что предложенная конструкция судна плоха: пшеница будет нагреваться от паровых котлов. Избрали проверенный путь – строительство буксирного парохода несколько меньшей мощности, чем «Волга». Своему судну дали имя города, с которого началась новая жизнь братьев – «Самара».
В 1849 году под началом Петра Петровича он стал работать на плесе Рыбинск – Астрахань. С тех пор название нашего города «прописалось» на бортах многих волжских судов самого различного назначения: буксирных, грузовых, пожарных, пассажирских.
*