Археологи обнаружили пещеру, в которой «семьдесят возлюбленных учеников Сына Божия служили Ему при Его земной жизни»/

Иорданские археологи раскопали памятник, который может оказаться самой старой церковью в мире. Возраст сооружения предположительно составляет две тысячи лет.

Точь-в-точь как в «Индиане Джонс», ученые, обследуя подземный грот, наткнулись на расположенную под церковью пещеру, которая, как они полагают, является еще более древним памятником христианского культа, чем стоящая над ней постройка.

Археолог Абдель-Кадер Хусейн, глава Центра археологических исследований в Рихабе, сказал в интервью The Jordan Times: «Мы полагаем, что наша находка – это первая церковь в мире. Она была выстроена между 33 и 70 гг. н.э. У нас есть основания полагать, что в этом храме собирались первые христиане, семьдесят учеников Иисуса Христа».

Хусейн говорит, что, по некоторым признакам, подземное помещение использовалось в первые сто лет после смерти Христа, что делает его первым христианским святилищем в истории.

Церковь обнаружили в городе Рихаб на севере Иордании после трех месяцев раскопок. Сохранившиеся в ней предметы позволяют судить о священных обрядах первых христиан.

Святилище расположено под церковью Св. Георгия, которая была возведена в 230 г. н.э.

Хусейн рассказал, что пещера представляет собой круглое в плане помещение для отправления культа с каменными скамьями. Оно отделено от жилого пространства, от которого к источнику воды ведет длинный туннель. По словам ученого, здесь первые христиане скрывались от преследований.

Пол более поздней церкви Св. Георгия, которая расположена выше, украшен мозаичной надписью с упоминанием «семидесяти возлюбленных учеников Сына Божия», которые заложили основы христианской конфессии.

Однако Томас Паркер, историк из University of North Carolina-Raleigh, который возглавлял раскопки церкви в Акабе, говорит, что, хотя памятника из Рихаба он и не видел, любые подобные утверждения следует делать с известной долей осторожности.

«Любое из ряда вон выходящее заявление такого рода требует из ряда вон выходящих доказательств, – сказал он. – Чтобы отнести это помещение к I веку н.э., необходимо представить находки с бесспорной датировкой».

Паркер задается вопросом, откуда у археологов уверенность, что «пещера действительно была местом отправления христианского культа».

Кроме того, по словам специалиста, мозаика плохо поддается датировке, если только нет точной временной привязки самого текста надписей.

Он добавил, что типичные мозаичные надписи с христианскими мотивами, как правило, относятся к V-VI вв.

«Очень может быть, что эта пещера была населена и раньше, а потом ее обустроили для своих нужд христиане, – сказал Паркер. – Но головокружительный вывод о том, что она использовалась бежавшими из Иерусалима христианами уже в I в. н.э., по-моему, является натяжкой».

Архимандрит Нектарий, викарный епископ Греческой православной церкви в Аммане, поприветствовал находку, назвав ее «важной вехой для христиан Иордании и всего мира».

«Этим подтверждается, что христиане в этом регионе – не гости, – сказал он. – Они настоящие хозяева, у которых всегда были корни в этих местах – с тех самых пор и до сего дня».

InoPressa

***