Новости Голливуда: «Секс-гуру»
Секс, конечно, дело хорошее, но любовь к ближнему важнее всего. Даже если этот ближний — женщина. Попытка не Питка! Гуру Питка — так зовут главного героя новой комедии известного комика Майка Майерса «Секс-гуру». В оригинале картина называется The Love Guru.
В оригинале картина называется The Love Guru, что несколько смягчает скатологические обертоны фильма и дает понять, что секс, конечно, дело хорошее, но любовь к ближнему важнее всего. Даже если этот ближний – женщина.
Фильм содержит элементы социальной сатиры на увлечение американцев идеями New Age, когда люди общества потребления свой безудержный материализм и бездуховность пытаются компенсировать абсолютно чуждыми западной традиции восточными учениями. Это породило целый рынок шарлатанства, основанный на готовности неофитов из обеспеченных классов платить большие деньги за якобы спасительные духовные экзерсисы, которые еще никого не спасли в странах, откуда они произошли, и где царит ужасающая бедность.
Майк Майерс играет американца, который был подброшен родителями на порог индийского ашрама, где его воспитал экзальтированный гуру с неприлично звучащим по-английски именем Таггинмайпудха (сэр Бен Кингсли). Этот британский актер, сам полуиндиец, просто купается в небольшой, но запоминающейся роли. Кингсли не боится пародировать себя в роли Махатмы Ганди, принесшей ему «Оскар».
Пародия вообще один из основных принципов картины. Гуру и его ученики приветствуют друг друга восклицанием «Маришка Харгитаи». Это не что иное, как имя популярной актрисы из полицейского телесериала, дочери покойной Джейн Мэнсфилд. Когда гуру приветствует в ашраме новую ученицу словами «Маришка Харгитаи», она отвечает ему тем же. Затем она поворачивается к зрителю лицом и мы видим…Маришку Харгитаи. Американская аудитория, знающая актрису, разражается хохотом. Самый известный гуру Америки Дипак Чопра появляется в роли самого себя, как конкурент Питки. И так далее и тому подобное.
Но это так – приемы и приемчики. Сюжет же сценаристов Майка Майерса и Грэма Горди крутится вокруг истории о том, как хозяйка канадской хоккейной команды Toronto Maple Leafs Джейн Буллард (Джессика Альба) нанимает Питку для приведение в чувство самого главного игрока команды Дэррена Роанока (Романи Малко). Дэррена оставила жена Пруденс (Меган Гуд), которая ушла к голкиперу враждебной хоккейной команды Жаку Гранду (поп-звезда Джастин Тимберлейк). Жак славится не только своей вратарской непробиваемостью, но и преувеличенными с помощью реквизита мужскими достоинствами, что всячески обыгрывается в фильме, наряду с обильным туалетным юмором.
Но канадцу Майку Майерсу все это легко прощаешь, потому что в его искусстве ну совершенно нету зла и презрения к людям, которое почти всегда прочитывается в американских комедиантах и их фильмах.
Режиссера родом из Германии Марко Шнабеля тоже нельзя упрекнуть в мизантропии – равно как, увы, и в наличии оригинального видения. Но режиссер все-таки имеет свои моменты, когда довольно изобретательно ставит заложенные в сценарий пародии на фильмы индийского Болливуда (бомбейского Голливуда).
Любовная драма Питки усугубляется тем, что на него еще в детстве надели пояс верности, мешающий ему до самого финала стать настоящим секс-гуру для Джейн, которая проникается к Питке легко предугадываемыми чувствами. Поэтому в фильме, как и в бывшем Советском Союзе, «секса нет», если исключить эпизод между индийскими слоном и слонихой. Зато есть то, что вышеупомянутый Дипак Чопра объясняет следующим образом: «Юмор для человечества является способом убежать от глубоких страданий».
Майк Майерс говорит, что идея фильма пришла к нему, когда он глубоко переживал смерть отца, простого англичанина из Ливерпуля, любившего юмор и смех и вдохновившего Майка стать комическим артистом. Майерс как мало кто другой умеет делать своих не от мира сего персонажей не только суперэксцентричными, глупыми и смешными, но одновременно интригующими и искренними. Если Майерс чему-то и научился у своих друзей, реальных гуру Чопры и Гари Зукава, так это тому, что просвещение, или, лучше сказать, духовное просветление является не более чем способом расслабиться.
При всех своих безвкусицах и даже пошлостях, без которых фильмы Майерса просто невозможно представить, «Секс-гуру» говорит о необходимости и возможности торжества человечности и любви. И это немалое достижение.
Сергей Рахлин 10.06.2008 | Лос-Анджелес
***