Задолго до эпохи динозавров кто-то рыл в Антарктиде норы, сообщает New Scientist. Подземный ход был обнаружен в древней пойме широкой антарктической реки через несколько миллионов лет после массового вымирания животных, закончившегося в пермский период.

Туннель сохранился благодаря тому, что поток воды намыл в него песка. Таким образом, был сформирован «слепок» норы длиной 35 сантиметров и шириной 16 сантиметров, который сохранил даже следы когтей, оставленные животным на стенках норы во время копания.

По предположениям палеонтолога Кристиана Сидора из Вашингтонского университета, нора принадлежала животному Thrinaxodon — маленькой рептилии, похожей на барсука, близкой родственнице млекопитающих. Ученый предлагает и второй вариант — хозяином норы могла быть ящероподобная рептилия Procolophon. Оба этих вида обитали как в Антарктиде, так и в Южной Африке.

Окаменелости, обнаруживаемые ранее в ходе раскопок, демонстрируют, что насекомые и растения встречались по всей позднепермской Антарктиде. Однако самые древние останки четвероногих животных исследователи находили только в Трансантарктических горах — именно там, где Кристиан Сидор обнаружил слепок норы. В позднепермской Антарктиде климат был более умеренным, чем сегодня, но все же довольно жёстким. По словам соавтора исследования Молли Миллер из Университета Вандербилта в Нашвилле (штат Теннесси), температуры в норе оставались более постоянными, чем снаружи, что позволяло животным впадать в спячку на время темных полярных зим.

Находка Сидора возрастом в 245 миллионов лет является самым древним свидетельством присутствия в Антарктиде четвероногих существ, которые, как и их современные сородичи, зимовали в норах. Но палеонтолог допускает, что подо льдом, покрывающим сегодня большую часть континента, могут быть сокрыты еще более древние останки родственников млекопитающих.

Компьюлента