Несмотря на общий рост зарплат, в России опять увеличился разрыв между богатыми и бедными. Изменились не только доходы, но и расходы – мы стали больше тратить и меньше думать о сбережениях, свидетельствуют последние экономические доклады. Причиной тому высокая инфляция, бьющая по бедным, и несовершенная система льгот.

Россияне богатеют – в I квартале, по данным Росстата, среднедушевые доходы по сравнению с предыдущим годом выросли на 26,1%. За два года доля населения с доходами ниже 8 тыс. руб. в месяц сократилась с 52,9 до 42,1%, а людей с более высокими заработками стало на 10,8% больше. Однако, несмотря на сокращение бедности, разрыв в доходах продолжал увеличиваться, отмечает старший научный сотрудник Института экономики переходного периода Ольга Изряднова в последнем экономическом обозрении ИЭПП. Так, соотношение доходов 10% богатейших и 10% беднейших в первом квартале достигло 15,6 раза (в 2007 году – 15,1, в 2006-м – 14,6).

Увеличение неравенства вызвано огромной разницей зарплат в разных секторах российской экономики, считает эксперт ИЭПП. Так, зарплата в добыче полезных ископаемых в 2,3 раза превышала среднероссийский уровень, в финансовой деятельности – в 2,8 раза. Зато в обрабатывающих производствах она была в 1,1 раза, в образовании – в 1,5 раза, а в здравоохранении – в 1,3 раза ниже средней по стране.

«Российская инфляция выражается в основном в подорожании услуг ЖКХ и продовольствия, поэтому в первую очередь она уменьшает реальные доходы бедных, которые тратят на коммунальные платежи и питание большую часть своего дохода», – рассказала «НИ» заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Вера Кононова. Кроме того, в РФ очень несовершенна система помощи бедным, которая только усиливает неравенство. Каждая льгота по отдельности устроена разумно, но если взять российскую систему льгот и трансфертов в целом, то оказывается, что больше всего от нее выигрывают не беднейшие, а люди с доходом ближе к среднему. Это может быть вызвано, в частности, наличием привилегий по службе и статусу, например, транспортных льгот для должностных лиц, полагают эксперты. «При этом недостаточно выраженная адресность при распределении трансфертов и плохо налаженный контроль позволяют небедным людям выдавать себя за льготников», – считает г-жа Кононова.

Из-за ускорения инфляции структура использования доходов тоже изменилась, отмечают в ИЭПП. Россияне стали меньше сберегать и больше тратить. Если в четвертом квартале 2007 года на покупку товаров шло 51,7% доходов, то в первом квартале нынешнего – 58,5%. Доля доходов, переведенных в сбережения, сократилась с 10,6 до 8,2%, а оставленных в виде «нала» или пущенных на покупку валюты – с 10,8 до 4,1%. Расходуют деньги богатые и бедные тоже неравномерно. По расчетам Центра развития (ЦР), беднейшие 10% россиян 51,8% расходов пускают на еду, 19,8% – на непродовольственные товары, 20,5% – на ЖКХ и транспорт, а 6,4% – на прочие услуги, куда входят медицина, спорт и развлечения.

У 10% наиболее богатых картина совершенно иная: 23,2% на питание, 50,3% на непродовольственные товары, 13,6% на ЖКХ и транспорт и 11% на прочие услуги. Другими словами, статьи расходов отличаются в среднем в 2 раза. Правда, крайности сошлись в доле расходов на алкоголь, которая приблизительно одинакова у всех россиян и колеблется в пределах 1,4–2,2%. «Начиная с 2005 года доля расходов на услуги ЖКХ резко повысилась и в высокодоходных группах за счет расходов, приходящихся на «лишние» метры и второе жилье», – отмечают эксперты ЦР.

Новые Известия

***