Неделю назад Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 1816, разрешающую применять оружие против сомалийских пиратов. Резолюция была принята с согласия переходного федерального правительства Сомали. Срок ее действия — шесть месяцев.

Документ разрешает военным кораблям США, Германии, Великобритании, Италии и Голландии, входящим в объединенную эскадру 150, которые патрулируют побережье Сомали, заходить в территориальные воды и использовать «все необходимые средства для пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя». Кстати, побережье Сомали самое протяженное в Африке — 1880 миль (3000 км).

Согласно последнему отчету Международного морского бюро (ММБ) в 2007 году число нападений морских разбойников выросло более чем на 10%. Это первый серьезный всплеск пиратства после середины 90-х годов прошлого столетия, когда бандиты стали настоящим бедствием для торгового судоходства в некоторых регионах Мирового океана. В 2007 году современные корсары нападали на корабли 269 раз. Они взяли почти 300 заложников и убили пять человек. За первый квартал 2008 года зафиксировано 49 нападений. Это на 20% больше, чем за тот же период прошлого года. Неоднократно за последнее время попадали в руки пиратов и российские граждане.

Современные морские разбойники мало похожи на пиратов Карибского моря или героев Льюиса Стивенсона. Ушли в прошлое сабли и стреляющие ядрами пушки. Современные морские разбойники вооружены и оснащены по последнему слову военной техники: быстроходными катерами, автоматическим стрелковым оружием и крупнокалиберными пулеметами, ракетными гранатометами, специальными морскими рациями, позволяющими им отслеживать переговоры капитанов кораблей. С героями книг и кинофильмов их объединяет лишь неизменная жажда наживы.

Корабли или жизнь

Пираты объединены в пять крупных банд, которые иногда действуют совместно. Морские разбои в Сомали да и в других местах являются очень прибыльным бизнесом. Именно это, считают многие специалисты, является главной причиной живучести пиратства. Рядовые пираты зарабатывают от 10 до 30 тыс. долл. в год, по сомалийским меркам целое состояние.

Стратегическое руководство пиратами осуществляют не главари шаек, а богатые спонсоры, живущие в других странах. Львиная доля денег от грабежей достается им. Как только боссы пиратов узнают название корабля, приближающегося к Сомали, они первым делом выясняют, сколько можно заработать на его захвате. Сумма выкупа зависит от многих причин: национальности судовладельца и экипажа, груза, возраста корабля и его состояния и т.д.

Когда пираты захватывают старые и менее ценные траулеры, в основном китайские и тайваньские, они требуют не деньги, а временное пользование кораблем. Владельцы обещают не сообщать о захвате, после чего судно становится материнским кораблем пиратов. Они отходят подальше от берега, иногда на сотни миль, выслеживают ничего не подозревающие корабли и затем на катерах, находящихся на борту, захватывают их.

На вырученные от грабежей деньги главари банд вооружают своих головорезов не только новейшим стрелковым оружием и гранатометами, но и самым современным навигационным оборудованием. Самой лакомой добычей у пиратов XXI века считаются суда, перевозящие продовольствие и полезные ископаемые: зерно, железную руду, нефть. Многие шайки активно занимаются и контрабандой — торгуют людьми, оружием и наркотиками.

Специалистов и моряков тревожит даже не столько частота нападений, сколько мастерство и смелость пиратов. Любопытно проследить за «эволюцией», если можно так выразиться, сомалийского пиратства. Еще пять лет назад капитанам, проводившим корабли из Европы в Азию через Красное море и Аденский залив, советовали не приближаться к берегам Сомали ближе чем на 50 миль. Через пару лет разгул пиратства заставил увеличить «безопасное» расстояние вдвое. Сейчас же даже рекомендованные 200 миль не гарантируют безопасности.

Специалисты утверждают, что о 10—50% случаев пиратства владельцы подвергшихся нападениям пиратов рыболовецких судов властям не сообщают, предпочитая заплатить выкуп. И пираты, и сами жертвы считают деньги, выплаченные разбойникам, штрафом за браконьерство.

Пираты с берегов Дуная

Страдают от пиратов не только корабли у берегов далекой Африки. Разбойники на катерах орудуют и в спокойной Европе. Пираты облюбовали Дунай, самую длинную реку Старого Света, протекающую по территории десяти стран. Небезопасным является румынский участок пути. Бандиты пристают безлунными ночами к кораблям, взбираются на борт при помощи крюков и веревок и, забрав ценные вещи, растворяются в темноте.

В Галаце, к примеру, пираты проникли на борт болгарского парома «Петр Берон», перевозившего легковые и грузовые машины, в тот самый момент, когда румынские таможенники неожиданно велели всему экипажу и пассажирам сойти на берег.

Бандиты тщательно обыскали все машины, забрали деньги и ценные вещи, прихватили с парома прожектора и тросы и спокойно уплыли на моторных лодках. О незапланированной проверке они, очевидно, узнали, настроившись на частоту радиостанции парома.

Чаще всего румынские пираты орудуют в Сернаводе. Судам, чтобы войти в канал, ведущий к черноморскому порту Констанца, там приходится выстраиваться в колонну.

Морские разбойники действуют даже на юге Франции, куда каждый год приезжают сотни тысяч туристов. Специализируются они на захвате дорогих яхт. Роскошных судов здесь так много, что охраняемых стоянок не хватает. Впрочем, и они не гарантируют сохранности. Попробуй разбери в темноте, кто выходит в море: хозяин яхты или угонщики?

Попав на борт, бандиты первым делом отключают все оборудование, которое могло бы помочь обнаружить их местонахождение. Для управления яхтой они нанимают профессиональных моряков.

Сильно затрудняет борьбу с этим относительно новым для Европы видом преступлений и то, что хозяева зачастую узнают о пропаже лишь спустя несколько месяцев. Большинство проводят на борту дорогих игрушек одну-две недели в году и не нанимают специальных людей присматривать за ними на время своего отсутствия.

Справиться с преступниками своими силами местной полиции не по силам. Приходится подключать Интерпол, в котором имеется специальный морской отдел. Интерполовцам удалось установить маршрут, по которому перегоняют угнанные яхты. Сначала их переправляют на Мальту, где меняют названия и флаги, потом перегоняют на продажу в Черное море.

На Ривьере орудует шайка литовцев. На их счету уже около десятка угонов. Самым громким было похищение из Сен-Тропеза 22-метровой яхты TT of the Seas. Сначала судно стоимостью 1,3 млн евро отогнали в Тунис, где оно стало называться «Марго». Затем привычным маршрутом, через Мальту, его отправили уже под… российским флагом в Черное море. Там, по непроверенной информации, яхта вновь поменяла название — на «Сьюзи» и сейчас возит нового владельца и его друзей под литовским флагом.

В Амазонии за многочисленные нападения на небольшие суда с туристами и яхты пиратов называют «речными крысами». 5 декабря 2001 года их жертвой стал один из самых известных яхтсменов мира, 53-летний новозеландец сэр Питер Блейк.

Шесть вооруженных бандитов в масках ворвались на его яхту Seamaster, стоявшую на якоре недалеко от порта Макапа в устье Амазонки. Блейк был ранен в сердце и скончался на месте. Пострадали и двое членов его команды, состоявшей из девяти человек. Один получил пулю в спину, второй — сильный удар прикладом в лицо и остался без глаза.

Пираты поспешно ретировались, прихватив часы моряков, деньги и старенький мотор. Расследование взял под контроль президент Бразилии Кардозо, но найти убийц не удалось.

Кто на новенького?

После наведения порядка в сомалийских водах международное сообщество, не исключено, возьмется за Нигерию. Несмотря на миллиарды долларов от нефти и то обстоятельство, что протяженность береговой линии Нигерии в 3,5 раза короче сомалийской, нигерийское руководство справиться со своими пиратами тоже не может. В Нигерии добычей пиратов являются танкеры с нефтью, по добыче которой эта страна на западном побережье Черного континента занимает одно из первых мест в мире.

Кстати, из-за действий морских разбойников добыча нефти сократилась на треть, и на первое место по добыче «черного золота» в Африке вышла Ангола.

Однако не везде требуются усилия международного сообщества. В Малаккском проливе, много лет считавшемся самым опасным местом для судоходства, малайцы и индонезийцы сумели навести какое-то подобие порядка самостоятельно.

Каждый год по этим водам проходит около 50 тыс. судов. На Малаккский пролив приходится треть всей мировой морской торговли и половина перевезенной морем нефти.

Еще в 2004 году в Малаккском проливе совершались 40% всех нападений пиратов в мире. В 2005 году пираты нападали на корабли 79 раз, в 2006-м — 50, в прошлом — 41. В первом квартале этого года там было совершено только четыре нападения, что на пять меньше, чем в первом квартале прошлого года.

Подробнее читайте в материале Времени новостей

***