Гран-При Канады 2008 запомнится надолго. Даже недавнее Монако с его дождем получилось, пожалуй, не таким интересным, как вчерашняя, без преувеличений историческая гонка в Монреале, на финише которой Роберт Кубица возглавил чемпионат пилотов Формулы 1 2008.

В BMW Sauber, наверное, даже и не мечтали о таком финише. Да, команда говорила о том, что ее целью в этом сезоне является дебютная победа, но дебютной победе великолепным дублем никто и не помышлял! А ведь именно это и произошло – Ник Хайдфельд занял уверенное второе место. И стоит признать, что такой триумф произошел во многом благодаря (по отношению к Ferrari и McLaren это слово следует брать в кавычки) Льюису Хэмильтону, вытворившему на выходе пит-лейне такое, что тоже нескоро забудут. А Кубица стал настоящим героем, спустя год после страшной аварии на трассе Жиля Вильнева завоевав дебютную для BMW Sauber и себя.

Отлично проявил себя и Дэвид Култхард, вставший на последнюю ступень подиума и опередив Тимо Глока (немец вряд ли рассчитывал на такое достижение) и Фелипе Массу, удовольствовавшегося лишь пятым местом.

В начале гонки сомневаться в доминирующей победе Льюиса Хэмильтона не приходилось. Спустя несколько кругов после старта пилот McLaren начал сильно отрываться от преследовавших его Кубицы и Райкконена. Но на 17 круге неподалеку от третьего поворота остановился гонщик Force India Адриан Сутиль, из-за этого на трассу вышла машина безопасности, и лидеры гонки, дождавшись открытия пит-лейна, скопом ринулись на первый пит-стоп.

И после первой дозаправки/смены шин началось настоящее шоу – первыми к выезду с пит-лейна выехали Кубица и Райкконен, покорно остановившиеся в ожидании того момента, когда погаснет красный сигнал светофора. Зато Хэмильтон, видимо, так спешил к своей второй победе в Монреале, что не заметил красных огней и въехал в машину Кими. И тут же свою «лепту» внес пилот Williams Нико Росберг, занимавший тогда отличную четвертую позицию. Росберг, как и Хэмильтон, наверное, подумал, что «молодым везде у нас дорога», не заметил запрещающих огней и въехал в задок машины Льюиса.

В итоге инцидента Кубица продолжил гонку, оставшись невредимым, Райкконен и Хэмильтон сошли с дистанции, а Росберг, поехав один круг без переднего атикрыла, снова заехал на пит-стоп для получения оной детали.

Во время периода сейфети-кара на пит-стоп заехали восемь лидеров пелетона, что сделало лидером гонки Ника Хайдфельда, шедшего впереди Рубенса Баррикелло, Казуки Накаджима, дуэта Red Bull и дуэта Toyota. Роберт Кубица в это время был десятым.

После того, как был дан рестарт, Хайдфельд немедленно использовал подвернувшуюся «золотую» возможность и начал отрываться от соперников, на две секунды с круга опережая тяжелозаправленного Баррикелло.

Пока Кубица терял время в трафике, Хайдфельд оторвался так, что со своего пит-стопа, состоявшегося на восемь кругов позже, чем у Роберта, немец выехал впереди своего напарника. Но позже Кубица так стремительно взвинтил свой темп, что не только стал лидером, но и оторвался от Хайдфельда на время, которое позволило ему выехать в финального пит-стопа первым.

Баррикелло, Култхард, Трулли и Глок совершили поздние пит-стопы, и к тому времени, когда на 42 круге Глок последним из этой группы заехал на дозаправку и смену шин, Кубица лидировал, на десять секунд опережая Хайдфельда, которого очень сильно прессовал Фернандо Алонсо. Двукратный чемпион выступал на той же стратегии, что и Кубица и имел отличные шансы на отличный же результат. Но в седьмом повороте 45 круга Фернандо развернуло, что привело к контакту барьером безопасности и сходу. Невероятно обидно, ведь Алонсо, учитывая возможности его R28, выступал просто блестяще.

Кубица заехал на последний пит-стоп на 49 круге и вернулся на трассу с шестисекундным преимуществом над своим напарником, который избавившись от давления со стороны Алонсо, поехал заметно увереннее.

Поздний последний пит-стоп Дэвида Култхарда позволил ветерану Формулы 1 вернуться впереди большинства соперников, ехавших под автомобилем безопасности, появившимся на трассе из-за схода второго пилота Force India Джанкарло Физикелла.

Рубенс Баррикелло ехал к четвертому месту, но ошибка бразильца, закончившаяся небольшим вылетом, привела к тому, что его обошел дуэт Toyota, прорвавшийся в пятерку лучших. Через несколько кругов Рубенса обогнал Фелипе Масса.

Пилот Ferrari оказался в глубине пелетона, как предполагается, из-за проблем с радиосвязью – бразильцу пришлось заезжать на дополнительный пит-стоп за 18 кругов до финиша. Совсем незадолго до финиша Фелипе обогнал Ярно Трулли и стал пятым. Масса прессовал Тимо Глока до клетчатого флага, но времени оставалось слишком мало, поэтому Фелипе пришлось согласиться на пятое место. А Ярно Трулли финишировал шестым.

Хейкки Ковалайнену, как и Массе, во время периода сейфети-кара пришлось ждать, когда пит-стоп пройдет его напарник. Финн из McLaren, боровшийся с Баррикелло, опережал Массу до 50-го круга, где Хейкки «поскользнулся» на предательском покрытии трассы, что позволило Фелипе обойти и Ковалайнена и Баррикелло.

Несколько последних кругов Хейкки провел в сложной борьбе с Рубенсом и пилотом Toro Rosso Себастьяном Феттелем. Но Ковалайнену не хватило времени на то, чтобы обогнать хотя бы Феттеля, которому и досталось последнее очко. А Хейкки стал лишь девятым.

Нико Росберг после «поцелуя» с машиной Хэмильтона на выходе с пит-лейна и последовавшей за этим сменой переднего антикрыла замкнул лучшую десятку, опередив Дженсона Баттона, Марка Уэббера и Себастьяна Бурде. Больше до клетчатого флага не добрался никто.

Казуки Накаджима сошел обиднейшим образом – японец из Williams заезжал на внеплановый пит-стоп для замены переднего антикрыла после контакта с Дженсоном Баттоном. Но уже после заезда на пит-лейн поврежденный элемент аэродинамики попал под передние колеса FW30 Казуки, что привело к их вывешиванию и тому, что Накаджима въехал в стену пит-лейна.

Нельсон Пике сошел после краткого преследования своего напарника Фернандо Алонсо. Бразильца развернуло, после чего он, разворачиваясь на верный курс, очень неаккуратно подал назад (Масса кое-как успел минуть контакта), затем Пике проехал еще несколько кругов, окончившихся техническим сходом.

Результаты гонки (70 кругов, 305.279 километров, быстрейший круг: Райкконен – 1.17.387):

1. Р. Кубица, BMW Sauber – 1 час 36 минут 24.447 секунды

2. Н. Хайдфельд, BMW Sauber – (+ 16.495)

3. Д. Култхард, Red Bull-Renault – (+ 23.352)

4. Т. Глок, Toyota – (+ 42.627)

5. Ф. Масса, Ferrari – (+ 43.934)

6. Я. Трулли, Toyota – (+ 47.775)

7. Р. Баррикелло, Honda – (+ 53.597)

8. С. Феттель, Toro Rosso-Ferrari – (+ 54.120)

9. Х. Ковалайнен, McLaren-Mercedes – (+ 54.433)

10. Н. Росберг, Williams-Toyota – (+ 54.749)

11. Д. Баттон, Honda – (+ 1.07.540)

12. М. Уэббер, Red Bull-Renault – (+ 1.11.299)

13. С. Бурде, Toro Rosso-Ferrari – (+ 1 круг)

Не классифицировались/сходы:

Д. Физикелла, Force India-Ferrari

К. Накаджима, Williams-Toyota

Ф. Алонсо, Renault

Н. Пике, Renault

К. Райкконен, Ferrari

Л. Хэмильтон, McLaren-Mercedes

А. Сутиль, Force India-Ferrari

Положение в чемпионате пилотов:

1. Р. Кубица – 42

2. Л. Хэмильтон – 38

3. Ф. Масса – 38

4. К. Райкконен – 35

5. Н. Хайдфельд – 28

6. Х. Ковалайнен – 15

7. М. Уэббер – 15

8. Я. Трулли – 12

9. Ф. Алонсо – 9

10. Н. Росберг – 8

11. К. Накаджима – 7

12. Д. Култхард – 6

13. С. Феттель – 5

14. Р. Баррикелло – 5

15. Т. Глок – 5

16. Д. Баттон – 3

17. С. Бурде – 2

Положение в чемпионате конструкторов:

1. Ferrari – 73

2. BMW Sauber – 70

3. McLaren-Mercedes – 53

4. Red Bull-Renault – 21

5. Toyota – 17

6. Williams-Toyota – 15

7. Renault – 9

8. Honda – 8

9. Toro Rosso-Ferrari – 7

AGLBros

*