Ученые установили, что кино способно манипулировать сознанием
Нейрофизиологи из университета Нью-Йорка выяснили, что содержание кинофильма и индивидуальная манера режиссера может «брать под контроль» мозговую активность зрителей, заставляя их следовать за событиями на экране, сообщает РИА «Новости» .
Как говорится в исследовании, опубликованном в журнале Projections: The Journal for Movies and Mind, изучение активности мозга зрителей во время просмотра фильма показало, что некоторые фильмы вызывают одинаковые реакции в мозге разных людей.
«Некоторые фильмы могут вести многих зрителей через череду схожих эмоциональных состояний. Это удержание сознания приводит и к сходству в активности мозга — и высокой степени корреляции — у большинства зрителей. Напротив, другие фильмы — намеренно или ненамеренно — менее сильно контролируют реакции зрителей. В этом случае, как мы ожидаем, сходство в мозговых процессах будет меньшим», — говорится в статье.
В ходе эксперимента исследователи показывали группе добровольцев три кинофрагмента: получасовой отрывок из ленты Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой», эпизод из телешоу Альфреда Хичкока «Бах! ты убит» и одну из серий комедийного сериала Ларри Дэвида «Умерь свой энтузиазм».
Результаты томографии показали, что сходство реакций наблюдалось в неокортексе — отделе мозга, ответственном за восприятие, однако степень этого сходства различалась в зависимости от фильма.
Эпизод телешоу Хичкока вызвал сходные реакции у всех зрителей: более 65% неокортекса реагировали одинаково, что указывает на большую степень контроля сознания. Несколько меньшая корреляция (45%) наблюдалась при показе фрагмента картины «Хороший, плохой, злой». Самая низкая степень сходства в мозговой активности была при просмотре эпизода комедийного сериала — 18%.
«Тот факт, что Хичкок способен оркестровать реакции мозга, «включая» и «выключая» в один и тот же момент у всех зрителей, может дать нейрофизиологической доказательство его знаменитой способности манипулировать сознанием людей», — отмечают авторы статьи.
По мнению авторов исследования, их работа открывает путь к слиянию двух столь разных дисциплин, как нейрофизиология и изучение кинематографа, в единую науку — «нейрокинематографику» («neurocinematic» studies).
*