Современники Поэта считали, что он олицетворяет поколение, которое появится в России через 200 лет. И вот мы пришли…

209 лет Александру Сергеевичу: в 1799-м родился, 26 мая (6 июня по н. с), в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой улице.

Скоро вновь круглая дата, а краеведы все спорят: был ли поэт в Самаре? Не был?

Мы и Пушкин. Бывал ли Александр Сергеевич в Самаре?

Анатолий Иванович Носков, кандидат экономических наук, профессор, а с 1970-го по 1999-й ректор Самарской экономической академии, лет уже сорок занимается краеведением и полагает, что, собирая материалы о крестьянской войне под водительством Пугачева, в Самару Пушкин не заезжал, а миновал наш город по касательной. И то — не в прежних его пределах, а в нынешних.

Но вот Александр Александрович Смирнов, юрист, общественный деятель, поэт и публицист, блиставший на страницах «Самарской Газеты» в девяностые годы позапрошлого века, очень даже живо представлял себе сей визит. Как будто сам видел, как холодным осенним утром 1833 года в застегнутой по горло байковой бекеше и таком же картузе, въехал поэт за черту крепостного вала и, попетляв по кривым, в жидкой грязи улочкам, оказался на Хлебной площади. С рядами лавчонок, присутственными местами, каланчой и острогом. Отметил с прискорбием, что по дороге не попалось ему ни единой школы, ни одной книжной лавки, зато сразу пять кабаков…

«Надо бы к Второву… — подумал Александр Сергеевич, но от мысли заехать к знакомцу самарскому, к воспитанному на Шиллере выходцу из низов, собирателю книг и «немножко масону», тут же и отказался.

— Засидишься, без обеда не отпустят, будут уговаривать ночевать…»

Задержка, а мыслями своими Пушкин весь уже в Оренбурге. Добраться, осуществив цель поездки, и обратно, обратно к Наталье Николаевне — тоска по ней уж больно томит…

… Тройка выбирается из путаных улочек за вал, минует еще квартала два домов, мазанок, огороды, преодолевает глубокий овраг, берет направление на северо-восток, и вот уже она за городом и мчится, мчится по степной дороге…

Был ли Пушкин в Самаре? Не был? Вопрос, как пишет в своих «Краеведческих заметках» А.Носков, остается открытым. И есть еще один.

Нас, во всяком случае, он занимает зело. Приходит шестое июня, и тут же тянет понять, насколько другой гений отечества промахнулся в расчетах, высказывая свою гипотезу относительно перспектив русского человека. А может, промахнулся вообще? Промахнулся в принципе?

Мы, как вы догадались, о Гоголе. И о хрестоматийном Гоголя определении, что Пуш кин — это «русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Двести минуло. Уже поболе двухсот. И что же?

Сделали звонок другу, троим друзьям, и попросили сымпровизировать на тему: Пушкин и русский человек XXI века.

Александр БОГОЛЮБОВ, журналист:

— Гоголь был мистическим писателем.

Как писателю это ему не мешало. Благодаря этому свойству таланта он даже стал едва ли не первым в мире абсурдистом. Достаточно перечитать сцену подачи газетного объявления в повести «Нос» — с этим пуделем, из-за объявления о пропаже которого вышел скандал, так как пудель оказался кассиром «не скажу уже которого акционерного общества».

Натурально, пропал пудель-кассир вместе с деньгами общества. Каковой факт, вероятно, руководство АО сделать общеизвестным не стремилось. Там, наверное, шла предпродажная подготовка. Или поглощал кто-нибудь кого-нибудь: в общем, мистика. Как публицист Гоголь сильно проигрывал, потому что мистику в статью не пустишь.

Без нее он становиться самонадеянным и занудливым. Если вам угодно получить представление о том, как воспринимался Гоголь-публицист не только слишком теперь «левым» Белинским, но и более-менее близким к средней норме молодым писателем Достоевским, можете перечитать «Село Степанчиково и его обитателей». Как совершенно точно установил Юрий Тынянов, Фома Опискин есть не что иное, как пародийное изображение Гоголя-публициста.

Так что не стоит слишком загоняться по поводу утверждения автора «Мертвых душ», что через 200 лет после Пушкина личность нашего великого поэта станет некой среднестатистической нормой, так как произойдет неслыханный прогресс. Вместе с тем от некоторой мистической догадки Гоголь был не очень далек. Помните, в «Капитанской дочке»: «Разбери, кто прав, кто виноват, да обоих и накажи»? Написано почти 200 лет назад.

Наталья ЭСКИНА, искусствовед:

— Пушкина у нас в стране обожествляют. Явно ждут второго пришествия. Подспудно надеются, что он воскреснет и окажется рядом с нами. Бабушка моя любила повторять: вот посмотрел бы на это Пушкин… Что бы он сказал, увидев телевизор, радио, самолеты, автомобили?

Бабушка не застала компьютеры. А я сама себя спрашиваю: а что бы Пушкин сказал, увидев компьютеры?

Иду по Невскому. Случайно поворачиваю голову направо — да вот он, за столиком кафе сидит… Я, конечно, знаю, что не он — восковая фигура. Но все равно ощущение непередаваемое.

А какое? Вины перед ним. И постоянного его присутствия рядом. Иногда мысленно пытаюсь к нему обратиться — что-то не выходит. А один раз он мне приснился. Лежал на смертном ложе. И я прислонилась щекой к его бездыханному телу — почему-то торс был обнажен, наверное, рубашку с него сняли. Проснулась — а щека вся в слезах.

Александр СТЕПАНОВ, поэт

Что будет:

Сказка или подлинно —

Кто скажет,

Смелость наберёт?

Стремимся

В пушкинское Болдино,

Туда,

Где были наперёд…

Туда, где были?

Или небыли?..

По воле

Лёгкого пера

Встречали

С молодым Онегиным

Октябрь,

Стоящий у двора.

Туда, где были!

Без усилия,

Ту осень видя

Между строк,

К её высотам возносили

Родного края уголок.

И я.

Берёзками заласканный,

В Солянке,

Маленьком селе,

При белом дне,

При ясном сне

Жил явью

Болдино-солянскою…

Увы!

Нас в Болдино

Осенний

Не затянул

Бродяжий путь…

И как теперь

Сквозь буден муть

Постичь России дивный гений?!

Визит Александра Пушкина в наш город по публикациям Александра Смирнова реконструировала и про Александра Пушкина самарцев расспрашивала Светлана ВНУКОВА.

«Самарская газета» 5 июня 2008 г. № 99 (3892)

*