Нововведение в предгорьях Эльбруса — уроки поведения в горах. Туристов предупреждают вовсе не о мерах безопасности, это напоминание о том, что злоупотреблять гостеприимством на Кавказе не стоит.

Вся страна теперь знает, что здесь были Вася, Юра, Леша и…. кампания. Известно даже, когда, если вдруг это будет интересно остальным посетителям здешних мест. Туристы оставляют о себе память не только в камне. Куча мусора — лишь малая часть огромной свалки, в которую превращается Национальный парк Приэльбрусье.

Несмотря на свалку у берега речки Баксан, что берет начало в ледниках Эльбруса, форель в ее водах пока еще водится. Коровы вынуждены пастись буквально на помойках. Местные жители горько шутят: если корова не съела целлофановый пакет — молока не даст. Тлеющий мусор и незатушенные костры, вот и ответ — откуда в горах на высоте 2,5 тысяч метров лесные пожары. На высокогорных свалках можно найти что угодно, вплоть до кроватей, стульев, кресел и одеял. По сути, Приэльбрусье — теперь одна сплошная площадка для пикника. Причем некоторых туристов антисанитария совсем не смущает.

Знаменитая Долина нарзанов. Туристическая тропинка к источнику, как в игре казаки-разбойники, помечена — не заблудишься. Свалки и здесь повсюду даже на большой высоте по пути к двуглавой вершине Эльбруса. Ситуация шокирует, похоже, только экологов и местных жителей. Здешние старики вспоминают времена, когда даже воздух здесь был другим.

Руководство национального парка было вынуждено обраться в Минприроды с предложением сделать восхождение на Эльбрус платным. В штате национального парка всего несколько десятков человек и статьи расходов на уборку гигантской территории не предусмотрено. На заповедных землях, как грибы растут частные кафе и гостиницы, при этом за частоту никто не отвечает.

Петр Коломейцев, помощник директора Национального парка Приэльбрусье: «Сейчас у нас в границах национального парка порядка 150 иных собственников. Плюс сюда привозят людей несколько десятков фирм извне. Эти люди приносят сюда мусор. Обязанность очищать территорию Приэльбрусья от мусора возлагают на национальный парк. То есть мусорят все — деньги не платит никто».

Мнения туристов на этот счет разделились. Одни возмущаются, другие поддерживают и даже предлагают свои варианты.

Деньги от сборов собираются направить в фонд санитарной очистки горы Эльбрус и на содержание отряда уборщиков. За то, чтобы любоваться красотами в чистоте, туристам придется платить.

Первый канал

***