В Непале сегодня по давно заведенной традиции избрали очередную «живую богиню» – «кумари». Но с вступлением этой девочки в свои права вышла небольшая заминка.

Оказалось, что некому «подписать» ее назначение «на должность». Обычно это делало высшее духовное лицо, приближенное к непальскому королю. Но последний монарх Гьянендра с 28 мая остается не у дел. Учредительное собрание объявило тогда почти 240-летнюю монархию в стране низложенной, что автоматически добавило к королевскому титулу Гьянендры обидную приставку «экс». Руководителям «Trust Corporation», отвечающей за культурную жизнь в стране и в том числе за избрание «кумари», пришлось в создавшейся ситуации обращаться за помощью к новым властям, пусть они скажут, кто теперь будет одобрять назначение новой «живой богини».

Ответа от них ждет и «кумари» и, скорее всего, даже с большим нетерпением, чем «Trust Corporation». Эту богиню де-факто, но еще пока не де-юре зовут Шрия. Девочке шесть лет и она оказалась самой подходящей на роль «богини» среди всех десяти претенденток на нее. Впрочем, глава состоящей из индуистских и буддийских священников «избирательной комиссии» Нарендра Джоши не стал говорить, почему выбор остановился именно на Шрии. Видимо, имелись для этого веские основания.

Избрание «кумари» происходит в известном своими храмами древнем городке Бхактапуре, расположенном неподалеку от непальской столицы Катманду. Оно происходит по раз и навсегда заведенному строгому ритуалу. К кандидаткам из семей неваров – буддистов по вероисповеданию, считающихся аборигенами в долине Катманду, предъявляют массу серьезных требований, ведь «кумари» считается инкарнацией всесильной богини Кали и остается таковой до тех пор, пока у нее на теле не выступит хотя бы капелька крови как из-за случайных царапин, так и по причине заведенного природой превращения девочки в девушку. За этим внимательно следят, и как только такое произойдет «кумари» возвращают к родителям, а на ее место избирают новую. Некоторые гуманисты-правозащитники не унимаются и уже давно говорят, что эта древняя непальская традиция лишает «живых богинь» детства. Но эта роль настолько велика, почетна и даже денежна, что отдать девочку на «кастинг» и увидеть ее провозглашенной богиней – нет большего счастья для небогатых родных «богини». Но это только для ее родни. У самой «кумари» будущее может оказаться безрадостным. По преданиям, мужу бывшей «богини» «заказано» умереть раньше срока.

В Непале между тем теперь большие перемены. Уже нет короля и не оказалось сейчас того, кто бы «завизировал» избрание новой «кумари». Да и прежняя, надо сказать, попыталась в роли «живой богини» сыграть явно не предусмотренные для ее роли мизансцены. Сайяни Шакья, а именно так звали предыдущую инкарнацию Кали, в этом году была вынуждена досрочно «подать в отставку» из-за своей поездки в США. За океаном «кумари» представляла интересный фильм, снятый британскими документалистами о традиции, связанной с появлением в Непале «живых богинь». И этот ее вояж не понравился консервативному духовенству. Теперь избрана новая «кумари», которая станет первой в череде своих многочисленных предшественниц, которой предстоит жить в совсем ином государстве – не королевстве, а демократической республике, которой стал сейчас Непал.

Вести

*