Владельцы «Пивоварен Ивана Таранова» посчитали, что в ближайшие годы потребление вина будет расти быстрее, чем пива, и решили заняться винным бизнесом. Для этого они вместе с «дочкой» Citigroup создали новую компанию DI Beverages и купили известную алкогольную компанию «Винорум». Участники винного рынка считают, что завоевание заметных позиций здесь потребует немалых сил и средств.

Основанная в 1998 г. компания «Пивоварни Ивана Таранова» входит в десятку крупнейших пивоваренных компаний страны, ее оборот в прошлом году, согласно собственным данным, составил около $220 млн. Компанию контролируют ее менеджеры и частные акционеры, а около 30% акций «ПИТ» в 2002 г. купил инвестфонд TPG-Aurora.

В конце прошлого года контролируемая акционерами «ПИТ» компания Detroit Investments создала вместе со 100% -ной «дочкой» Citigroup компанией Citigroup Venture Capital (CVC) Emerging Markets новую фирму — DI Beverages. 53% в проекте принадлежит Detroit Investments, а 47% — CVC. Как сообщил «Ведомостям» президент Detroit Investments Максим Седунов, DI Beverages получила контроль над 100% акций гибралтарской фирмы Vinorum Holdings Ltd. Ей, в свою очередь, принадлежат основные активы «Винорума» — товарный знак Vinorum, а также контрольный пакет акций винзавода «Винэрия-Бардар», расположенного неподалеку от Кишинева. Его производственные мощности позволяют выпускать до 1,2 млн дал вин и коньяков в год, фактический объем выпуска составляет 0,85 млн дал. «Винорум» является средней по величине компанией: маркетинговое агентство «Бизнес Аналитика» оценивает ее долю на российском алкогольном рынке в 1%. Примерно такие же доли принадлежат компаниям «Русская лоза» и «Крикова Акорекс».

Ранее «Винорум» принадлежал Альфа-банку, представители которого подтвердили, что банк больше не владеет компанией. В состав DI Beverages также вошли компании «Алеф-трейд», поставщик кофе Danesi в московские бары и рестораны, а также производитель коктейлей «Такси-3000». Седунов оценивает совокупный оборот всех трех фирм в $35 млн.

Управляющий партнер CVC Emerging Markets Борис Бакал подтвердил факт участия Citigroup в проекте акционеров «ПИТ». По его словам, компания начинает работать на «перспективном рынке с людьми, которые уже доказали свои способности и знания». По его словам, обычно CVC остается акционером в таких проектах в течение 4 — 5 лет.

И Бакал, и Седунов отказываются называть стоимость покупок. Аналитик компании «Проспект» Марат Ибрагимов полагает, что винная компания могла обойтись новым хозяевам примерно в $4 — 7 млн.

Новые владельцы «Винорума» прогнозируют, что рынок вина будет расти в ближайшие три года на 20 — 30% , т. е. гораздо быстрее пивного рынка. Поэтому они и решили выделить производство и продажу вина в отдельный проект. Седунов говорит, что в этом году компания потратит около $2 млн на рекламу новой марки дешевого вина «Винорума» Cristi. Только в течение этого года компания хочет удвоить оборот и довести его до $30 млн, а через 3 — 5 лет стать одним из лидеров алкогольного рынка с долей примерно в 10%. Приблизительно такой долей рынка обладает Московский межреспубликанский винзавод (ММВЗ) , известный благодаря марке «Арбатское».

Заняться развитием собственных винных проектов до сих пор рискнула только одна отечественная пивоварня — «Очаково». Очаковцы построили за $30 млн свою винокурню в Краснодарском крае. По мнению вице-президента «Очакова» Вячеслава Меркулова, акционеры «ПИТ» начинают перспективный, но рискованный проект. «Рынок вина растет быстрыми темпами, но потребители начинают обращать все больше и больше внимания на дорогие и качественные сорта вина», — говорит Меркулов. По его мнению, успех проекта будет зависеть от того, насколько успешно новые владельцы «Винорума» будут продвигать свои брэнды. «Среди молдавских вин сейчас нет полноценных брэндов, — отмечает вице-президент по маркетингу ММВЗ Сергей Никитин. — Зато есть огромное количество малоизвестных марок, которые конкурируют друг с другом в основном ценой. По его оценке, чтобы занять хоть сколько-нибудь заметные позиции на рынке, нужно за пять лет вложить в продвижение марок «Винорума» не менее $15 млн.

Сергей Рыбак

Роман Кутузов

Ведомости

22 апреля 2004

N 70 (1110)

Ведомости

*