Перед выступлением оркестранты принимают допинг
Допинг – не монополия подозрительно мускулистых велосипедистов на «Тур де Франс» и невероятно быстрых спринтеров. Как выясняется, к нему прибегают и музыканты, которые носят фраки и играют Брамса или Листа на лучших мировых сценах.
«От 25 до 30% музыкантов регулярно принимают таблетки или употребляют алкоголь, чтобы побороть страх перед выступлением», – рассказывает Гельмут Меллер, глава Берлинского института здоровья музыкантов имени Курта Зингера. Многие музыканты, которых буквально парализует страх перед сценой (а профессор Меллер имеет в виду не Эми Уайнхаус и прочих рокеров, которые часто попадают под подозрение), поглощают бета-блокаторы – лекарства, которые обычно выписывают сердечникам.
Злоупотребление различными препаратами среди концертирующих музыкантов распространено уже не первый десяток лет, однако обычно о нем не говорят вслух. В отличие от спортсменов, которые принимают допинг, напряженные музыканты, употребляющие лекарственные средства, никого не обманывают и не одерживают победу нечестным путем, а лишь предотвращают ошибки, способные возникнуть из-за нервной дрожи или неожиданной потери концентрации. Эта проблема всплыла на поверхность, когда валторнист Берлинского филармонического оркестра признался в новом документальном фильме, что перед выходом на сцену ему необходимо выпить.
«Пользуются транквилизаторами или пивом, – рассказал Клаус Валлендорф. – В моем случае это пиво». Его учитель советовал: если не можешь достать определенную ноту, нужно выпить пива. «Потом ты выпиваешь пару пива, все идет хорошо, и начинаешь верить, что это можно делать каждый раз», – рассказал Валлендорф в фильме Томаса Грубе «Поездка в Азию». В этой картине показаны знаковые гастроли Берлинского филармонического оркестра в 2005 году под руководством дирижера сэра Саймона Рэттла.
Это признание спровоцировало спор в немецких музыкальных кругах. Другие валторнисты тоже признали, что испытывают проблемы с алкоголем. А тенор Роланд Вагенфюрер заявил, что его всерьез беспокоит использование лекарственных препаратов оперными певцами.
Даже британский скрипач Найджел Кеннеди в ходе поездки в Германию внес свою лепту в этот спор, заявив, что кокаин и марихуана среди его коллег «так же популярны, как и в других социальных кругах». По его словам, «лекарства – бета-блокаторы, траквилизаторы – делают выступления полумертвыми. Возможно, они и не дают сделать ошибку, но они же не дают сделать многое другое».
Клаудия Шпан, профессор психосоматической медицины из Фрайбургского университета, говорит, что сейчас в оркестровых ямах сложился целый черный рынок бета-блокаторов. «Музыкант рядом с вами может знать кого-то, кто может их достать, или у него есть родственник, у которого проблемы с сердцем и который вправе покупать такие средства по рецепту», – поясняет она.
Многие выдающиеся музыканты – от виолончелиста Пабло Казальса до пианистов Артура Рубинштейна и Гленна Гульда, а также баритон Дитрих Фишер-Дискау – испытывали сильный страх перед сценой. Тенор Карузо волновался перед выступлениями до самого завершения карьеры: современники вспоминали, что он всегда нюхал апельсиновую эссенцию, потому что верил, что та поможет ему успокоить нервы.
Геральд Мертенс, глава немецкой ассоциации оркестрантов, которая насчитывает 9 тыс. человек, призывает преподавать в учебных заведениях не только нотную грамоту и технику игры, но и учить музыкантов тому, как расслабиться перед выступлением.
***