Ударная волна. Вслед за топливом в России подорожает все
Вчера Росстат сообщил, что потребительские цены на бензин с 20 по 26 мая увеличились еще на 0,7%. Впрочем, как отмечают специалисты, страдают не только владельцы машин: когда дорожает горючее, дорожает все. От авиабилетов – и это станет неприятным сюрпризом, ведь начинается пора долгожданных отпусков, – до продуктов питания.
Целый ряд отраслей – под дулом бензинового пистолета. |
Предыдущие три недели топливо дорожало такими же высокими темпами. А если считать с начала года, то ненавистный для автолюбителей прирост составил уже 10,5%.
Москва и Санкт-Петербург, где бензин подорожал с 20 по 26 мая на 1,5 и 2% соответственно, опережают среднероссийский показатель. Однако самым резким был топливный скачок в Екатеринбурге – на 2,6%. В целом по стране майская прибавка (без шести последних дней, которые Росстат еще не посчитал) составила 2,7%, а с начала года – 10,5% по бензину и 14,2% по дизелю.
На первый взгляд тем, у кого нет машины, можно было не беспокоиться. Однако топливо – такая вещь, которую косвенно потребляют все, и когда цены на него растут, это чувствуют даже те, кто никогда не сидел за рулем. Специалисты, например, отмечают, что авиакеросин подорожал с прошлой осени примерно на 70%. Что же тут удивляться, если турфирма, продающая путевки в любимую Турцию, предлагает их сегодня на 20–30% дороже, чем прошлым летом.
И так во всем, ведь топливо нужно, чтобы продукт и произвести, и довезти до потребителя. По расчетам экономистов, затраты на него в общей структуре себестоимости товара составляют 10–12%. Иными словами, если бензин дорожает на 10%, то себестоимость увеличивается на 1%. Но это только в производстве, но есть ведь еще доставка, а транспортная составляющая в накладных расходах компаний, как отмечают эксперты, только увеличивается.
О том, что будет дальше, аналитики говорят осторожно. Председатель совета директоров Московского межрегионального нефтяного союза Юрий Зуев рассказал «НИ», что «все зависит от экспортных цен на нефтепродукты». «А поскольку их поведение пока непредсказуемо, давать дальнейшие прогнозы относительно топлива в России сейчас невозможно», – признался эксперт. Тем не менее он надеется, что в дальнейшем изменение цен на бензин будет незначительным, а вот по дизелю еще вполне возможен определенный скачок, поскольку оптовые цены на внутреннем рынке вплотную приблизились к розничным ценам на АЗС.
Даже если этот весьма осторожный прогноз верен, дело сделано, и рекордные результаты нынешних бензиновых гонок уже заложены в затраты производителей едва ли не всех товаров и услуг.
***