Сколько будет стоить еда?
Как совладать с безудержным ростом цен на основные продукты питания? Ответ на этот вопрос будут искать на специальном саммите ООН, открывающемся во вторник в Риме. К какому выводу придут чиновники, можно пока только гадать. Но уже понятно — мировой продовольственный кризис заставил потребителей туже затянуть пояса. И в России в том числе, о чем свидетельствуют данные российских социологов.
Представителям разных стран, собравшимся на саммит, будет что обсудить. За последние несколько лет мировые цены на продовольствие выросли почти в два раза. Только за последний год молоко подорожало на 80%, а зерно — на 50%. Все это привело к тому, что в бедных странах начались голодные бунты, а потребители развитых стран начали экономить на еде.
Россию продовольственный кризис тоже не обошел стороной. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), практически все наши соотечественники ощутили его на себе. О том, что пищевая «инфляция» их не коснулась, заявили лишь 2% счастливчиков. При этом две трети опрошенных заявили, что пищевая «инфляция» «значительно ухудшила» их материальное положение. А что скажут потребители, когда цены продолжат свой рост?
Между тем подобный сценарий вовсе не лишен оснований. В докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и Организации экономического сотрудничества и развития, подготовленном к римскому саммиту, прямо говорится: в ближайшее десятилетие продовольствие продолжит дорожать. Так, цены на мясо вырастут на 20%, на сахар — на 30, а на зерно — на 40%. Но больше всего — на 80% — подорожает растительное масло. С тем, что продовольственный кризис продлится еще несколько лет, согласен и Всемирный банк. Однако повод для оптимизма все-таки есть.
Несмотря на устрашающие прогнозы экспертов, биржевые цены на сельскохозяйственное сырье в последние месяцы начали ползти вниз. Причем не только за границей, но и у нас. Так, по данным Минсельхоза, на прошедшей неделе в России подешевела продовольственная и фуражная пшеница, а также фуражный ячмень. Причины — рост предложения на рынке зерна и проведение товарных интервенций.
Все бы хорошо, да только потребители этого пока не чувствуют. Ведь на биржах торгуется сырье, которое на пути превращения в еду обрастает массой торгово-производственных наценок. А закона «О торговле», который призван их регулировать, в России по-прежнему нет. Стоит ли удивляться, что на прошлой неделе в некоторых регионах России вновь поднялась цена на хлеб, причем на самые популярные сорта. Так, например, со вчерашнего дня отпускная цена батона во Владивостоке выросла почти на рубль. Однако хлебопеки призывают потребителей не паниковать. По мнению президента Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрия Кацнельсона, цены на хлеб можно снизить на треть — благодаря развитию конкуренции в регионах.
Впрочем, по сравнению с ростом цен на другие продукты «хлебная» инфляция выглядит безобидно. По данным МЭРТа, только за первые четыре месяца этого года овощи в России подорожали на 41%. В лидеры выбилась капуста (на 83% по сравнению с декабрем 2007 года), морковь подорожала на 47%, свекла — на 34 и картофель -на 33%. И это несмотря на то, что до 1 июля таможенные пошлины на экспорт овощей снижены с 15 до 5%.
Во всем виновато замедление темпов российского производства, объясняют в МЭРТе. Кроме того, в России растут цены на минеральные удобрения (с начала года удорожание составило 30%). Масла в овощную «инфляцию» может подлить и Россельхознадзор, с 7 июня закрывший границу для турецких помидоров, баклажанов, молодой картошки, винограда и лимонов. А все потому, что с начала года ведомство проверило около сотни партий турецких овощей-фруктов и обнаружило них повышенные дозы разных агрохимикатов: нитратов, нитритов и пестицидов.
Любопытно, что две трети потребителей, опрошенных ФОМом, уверены — больше всего за последние месяцы подорожали молочные продукты (сыр, творог, масло, сметана, кефир) и хлеб. А вот рост цен на фрукты и овощи заметили немногие (16 и 19% соответственно).
***