Одиночество вдвоем. Россияне не видят ничего плохого в добровольной бездетности
Четверть россиян считают, что основная причина бездетности – нежелание заводить малыша, и не осуждают несостоявшихся родителей. К такому выводу пришли сотрудники фонда «Общественное мнение» (ФОМ) по результатам недавнего соцопроса. Респонденты считают, что главная причина бездетности – в экономической ситуации. На втором месте – эгоизм и неготовность молодежи брать на себя ответственность. Эксперты убеждены: если бы рождение ребенка поощрялось государством так же, как в европейских странах, о добровольной бездетности и речи бы не шло.
Жизнь без детей – это не жизнь. Так, по данным специалистов ФОМ, считает подавляющее большинство россиян. При этом порядка четверти участников опроса отметили, что причина бездетности некоторых пар не в том, что они не могут иметь детей, а в том, что не хотят. Две трети относятся к добровольно бездетным, или «чайлдфри» (англ. childfree – свободные от детей), без тени осуждения. Часть респондентов даже назвала людей, не желающих иметь детей, «здравомыслящими» и «ответственными». Это утверждение небеспочвенно, считают эксперты. Рождение ребенка сегодня можно назвать если не роскошью, то дорогим удовольствием уж точно.
«До недавних пор считалось, что первый ребенок рождается при любых условиях, однако сейчас это правило не работает, – рассказал «НИ» доктор экономических наук Никита Кричевский. – Половина населения может себе позволить только еду и одежду – что уж говорить о затратах на ребенка! Нельзя исключать и жилищные проблемы. У молодой семьи сомнительный выбор: или ютиться в комнате родительской квартиры, или влезать в долги».
По словам г-на Кричевского, средняя российская семья в первый год после рождения ребенка получает в общей сложности 114,8 тыс. рублей, тогда как во Франции за этот же период семья получает 13 тыс. евро.
Однако более 20% россиян считают, что люди отказываются от радостей материнства и отцовства не из-за презренного металла, а по собственной глупости или из эгоизма. «Готовность стать родителем формируется в детстве. Человек мог недополучать внимания либо, напротив, быть гиперопекаемым, – пояснил «НИ» психолог Дмитрий Синарев. – В первом случае он будет бояться недолюбить ребенка, во втором – не хотеть делить любимого человека с малышом. К первой категории в основном и принадлежат те, кому сейчас в самый раз заводить семью. Они помнят, с каким трудом их поднимали родители в начале 90-х годов, и боятся, что не смогут обеспечить своим детям достойное существование». Существенную роль играет и инфантилизация общества, что особенно сильно проявляется у мужчин.
Собеседники «НИ» отмечают, что тенденция к добровольной бездетности намечается, но пока трудно поддается учету. «Люди, которые к 50–60 годам остаются без детей, составляют не более 7–9% от населения страны, – рассказал «НИ» заведующий кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Анатолий Антонов. – И далеко не все они эгоисты. Часто причиной является первичное или вторичное бесплодие, что тоже принимают за добровольную бездетность. Еще одной причиной может стать откладывание рождения ребенка на несколько лет. К тому же сегодня многие молодые люди не заключают браки, и в их случае отказ от ребенка можно скорее считать проявлением ответственности».
По данным г-на Антонова, добровольную бездетность одобряют менее 1% взрослых россиян и не более 3% молодежи. «Для сравнения, в европейских странах этот показатель достигает 40–45%, – пояснил «НИ» социолог. – Это вовсе не значит, что у них все поголовно бездетные. Просто там уважительнее относятся к чужим правам, в том числе и не иметь ребенка».
Даже если число тех, кто считает себя «чайлдфри», вырастет, беспокоиться стоит не об этом. «Намного опаснее однодетность, а ведь сейчас по России в среднем по 1,3 ребенка на семью, – убежден Анатолий Антонов. – Через 20 лет в стране, где все имеют по одному ребенку, население уменьшится вдвое. Добровольная бездетность может лишь ускорить процесс».
***