Хитрости тех, кто продает технику, и наивность тех, кто ее покупает
Если так пойдет и дальше, производители додумаются до того, чтобы предлагать нам телевизоры нового формата 16:12 вместо обычных 4:3. И кто-нибудь на это обязательно «поведется». Во всяком случае, чуть менее наглые уловки маркетологов срабатывают прекрасно.
Чаще всего под маркетинговую «раздачу» попадают мобильные телефоны. Понятно почему: дело идет о миллионах долларов. Одна только «Евросеть» продала в 2007 году 12,6 млн телефонов средней стоимостью 201 долл. Продала не без помощи производителей, придумывающих «маркетинговые ходы» сомнительного свойства. В ход идут «200 часов работы», «доступ на «Одноклассники.ру» (вариант: «Яндекс.ру») или еще куда-то «в одно нажатие», «зеркальная поверхность корпуса». Никто не объясняет доверчивому покупателю, что время работы телефона в реальных условиях в полтора-два раза ниже заявленного, а разговаривать можно и вовсе лишь два-три часа. Например, обещанное на сайте компании-производителя время работы телефона Sony Ericsson K790i — до 350 часов (14,6 суток), тогда как в обычных условиях заряда хватает на три, максимум четыре дня. На любой сайт легко попасть из браузера, не переплачивая за упрощение процесса, а красивый глянцевый пластик собирает некрасивые отпечатки пальцев не хуже дактилоскопического сканера.
Отдельную категорию продаж составляют поддельные телефоны. Отечественные продавцы китайских подделок под модели Nokia и Sony Ericsson честно предупреждают, что реализуют контрафакт: в Интернете можно найти много предложений подделки под Nokia N95 («Выглядит как настоящая», — заверяют продавцы), которая стоит в три-четыре раза дешевле оригинала. Но это не мешает многим, особенно молодежи, покупать подделки ради того, чтобы пустить пыль в глаза окружающим (метод, опробованный на швейцарских часах, отлично работает на рынке трубок). В этом случае покупатель обманывает сам себя. Поддельные телефоны Nokla и Soni Erikkson (да-да, именно так — «незаметное» искажение имени подлинника) выходят из строя намного раньше и чаще настоящих, а гарантии на них анонимный производитель, естественно, не дает.
В разработку методов относительно честного отъема денег у населения вносят лепту и сотовые операторы. По предварительной договоренности с производителями т.н. «мобильного контента» они приглашают абонентов якобы бесплатно («вы платите только за трафик») скачивать музыку и картинки. Но умалчивают о том, что соединение через WAP-GPRS тарифицируется по цене от 2 до 5 руб. за 10 килобайт, а средняя картинка или мелодия потянет на 100—150 Кб. Имейте это в виду, посещая wap.mts.ru, wap.megafonpro.ru и wap.beeline.ru.
Широко применяются маркетинговые хитрости и для продажи других товаров. Главной характеристикой цифровых фотоаппаратов все еще остается число мегапикселей матрицы — устройства, которое «оцифровывает» изображение во время съемки. «На самом деле «мегапиксельность» далеко не главный показатель качества камеры, — говорит профессиональный фотограф Татьяна Руднева (ИД «Техномир»). — Гораздо важнее физический размер. Чем меньше матрица, тем меньше света на нее попадает и тем больше дефектов будет на фотографии. Соответственно чем больше пикселей помещается на матрице, тем хуже качество изображения». Отметим, что немногие профессиональные цифровые камеры имеют такой же размер матрицы, что и экспонируемый кадр у пленочных камер — 24х36 мм. В любительские фотоаппараты обычно ставят совсем маленькие «матрички» — 5,8х4,3 мм или еще меньше, и оптимальное число мегапикселей при съемке такой камерой 3—5, а вовсе не втиснутые в нее 8—10.
Разнообразные уловки используются и при продаже компьютеров и ноутбуков. Так, говоря о мониторах, продавцы часто упоминают время отклика — десять, восемь или даже две миллисекунды, заверяя вас, что это очень важно в играх и при просмотре фильмов. На самом деле в этой фразе спрятаны сразу три хитрости. Во-первых, две миллисекунды — это время переключения между черным и белым цветом, тогда как смена, скажем, оттенков серого займет в несколько раз больше времени. Во-вторых, человеческий глаз особым быстродействием не отличается, и его «время отклика» составляет в среднем 10—15 миллисекунд, то есть различить мониторы с шестью и двумя миллисекундами времени обновления картинки он не в состоянии. Наконец, человеческие пальцы не могут реагировать на эти изменения быстрее глаза, и потеря хотя бы сотой доли секунды все равно произойдет — это следует знать любящим «стрелялки» игроманам.
Фиктивные достоинства давно «прописались» и внутри компьютера. По сей день некоторые процессоры AMD Athlon и Sempron получают цифровые обозначения, которые на 10—15% выше реальной тактовой частоты, например 1700+ при частоте 1500 МГц. Производитель, правда, не называет эти обозначения тактовой частотой, но у покупателя складывается именно такое впечатление. Кроме того, высокая частота процессора вовсе не означает, что компьютер будет работать быстрее. Производительность зависит от многих факторов: объема оперативной памяти, версии операционной системы, скорости работы жесткого диска и т.д. «Очень часто недобросовестные продавцы пользуются тем, что покупатель порой плохо знаком с предметом покупки. Продавец акцентирует внимание покупателя на процессорной частоте, а не на потребительских свойствах продукта. Именно поэтому мы говорим покупателям, чтобы они спрашивали не про частоты, а про возможности компьютера, действительно важные с точки зрения потребителя», — соглашается Андрей Ковалев из Formoza (производитель компьютерной техники).
Закон защищает нас от грубого обмана производителя. Лгать в описании продукции или условии предоставления услуги запрещено. Производитель никогда и не лжет так, чтобы это можно было доказать в суде. Но это нисколько не мешает ему нас обманывать. Можем рекомендовать лишь одно правило: обращайте внимание на текст, набранный мелким шрифтом в уголке рекламного объявления. А на телевизионную рекламу «мобильного контента» не «ведитесь» — именно потому, что набранное петитом примечание на краю экрана прочесть за пару секунд демонстрации рекламного ролика невозможно в принципе.
***