Со вчерашнего дня по требованию Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) все крупнейшие российские перевозчики перешли на электронные билеты, так называемые e-ticket, на всех международных рейсах. Первые пассажиры уже опробовали новую систему на себе.

Речь пока идет о шести российских авиакомпаниях — членах IATA: «Аэрофлот», «Трансаэро», «Волга-Днепр», «Владивосток-Авиа», ГТК «Россия» и S7 («Сибирь»). Для этих перевозчиков переход на безбумажный процесс не стал неожиданностью. Многие начали приучать своих пассажиров к электронным билетам еще год назад. По некоторым данным, у авиакомпании S7 доля e-ticket составляет 87 процентов. Авиальянс AirUnion, пока не входящий в IATA, использует электронные билеты примерно в 50 процентах случаев. Авиакомпания «Атлант-Союз» обещает начать использовать e-ticket в начале следующего года.

«Одним из главных преимуществ e-ticket является то, что его невозможно потерять, поскольку этот билет и информация о нем находятся в сервере авиакомпании с момента его приобретения, поэтому даже если вы потеряли этот билет в бумажном виде, он все равно у вас есть», — говорит представитель IATA в РФ и СНГ Владимир Проскурин.

Существуют два способа покупки электронного билета. Первый — самостоятельно приобрести его через Интернет. Системы онлайн-бронирования есть на сайтах всех авиакомпаний, работающих по системе e-ticket. Второй способ — пассажир приходит в кассу или турагентство, оплачивает перелет, а на руки получает кассовый чек и маршрутную квитанцию.

Электронный билет, так же как и его бумажный аналог, обязаны принимать в бухгалтерии по возвращении из командировки, а также посольства при подаче документов на визу. К тому же во всех цивилизованных странах электронные билеты стоят дешевле бумажных. По мнению специалистов, для авиакомпаний продажа одного электронного билета обходится на 200-250 рублей дешевле.

И все же сегодня как в небе, так и на земле в среднем не больше 10 процентов пассажиров предпочитают электронные билеты традиционным бумажным. По мнению менеджера одного из крупнейших туроператоров Ирины Мельниковой, многие клиенты сознательно не хотят связываться с виртуальными билетами и по старинке больше доверяют бумажным носителям.

К тому же, как рассказала «РГ» пресс-секретарь авиакомпании S7 Ирина Колесникова, к переходу на электронные билеты готовы далеко не все российские аэропорты. Для пользования системой e-ticket должна быть установлена специальная программа регистрации пассажиров и багажа, но сегодня не у всех аэропортов есть на это средства и возможности. Кроме того, слабо развита продажа таких билетов в агентской сети. Многие продавцы по привычке предлагают пассажиру бумажные билеты.

Возможно, именно благодаря такому стечению обстоятельств перевозчики обещают пока оставить в обращении бумажные билеты. «IATA не заставляет авиакомпании переходить на электронное билетооформление, а рекомендует это сделать. Если авиакомпании захотят продолжить продавать бумажные билеты, они могут это сделать», — заверил Владимир Проскурин.

Российская газета

*