Смертоносные дороги России
(Business Week) От статистики кровь леденеет в жилах: количество погибших в ДТП в 10 раз превышает тот же показатель в США. Вина возлагается на плохое состояние дорог, а также нетрезвых или беспечных водителей.
9 мая Россия отпраздновала годовщину своей победы над нацистской Германией во Второй мировой войне. На следующий день – в субботу, в течение длинного праздничного уикенда – количество ДТП достигло 601. Только в трех из этих аварий погибло 18 человек.
Через два дня на трассе Москва-Санкт-Петербург автобус столкнулся с грузовиком. Погибло еще 8 человек.
«Автострада, связывающая Москву с Санкт-Петербургом, – это дорога смерти. Ездить по ней страшно: тяжелые грузовики несутся по встречной полосе», – пояснил журналист газеты «Известия» Александр Латышев, часто пользующийся этим шоссе.
Это шоссе между двумя крупнейшими городами России – двухполосное. Ежегодно на нем погибает около 1500 человек, причем большинство – в результате лобовых столкновений. Машины также сбивают насмерть десятки пешеходов в городах, расположенных на шоссе.
«В городах максимальная разрешенная скорость – 60 км/ч. Но никто не соблюдает этого правила, так как, если ты устал, а дорога свободна, тебе хочется как можно скорее добраться до дома», – пояснил Латышев.
В этой огромной стране смертоносное сочетание беспечных водителей, безудержной коррупции, дряхлых автомобилей и плохих дорог создает колоссальную опасность и для тех, кто садится за руль, и для тех, кто попадается на их пути.
Статистика создает мрачную картину:
— В 2007 году зафиксировано 233800 ДТП, в которых погибло около 33300 человек. Это почти столько же жертв, как во всем Европейском союзе, превосходящем Россию примерно в 3,5 раза по численности населения и в 6 раз по количеству автомобилей.
— В 2007 году в России было зафиксировано примерно 900 смертей на 1 млн автомобилей – это в 10 раз больше, чем в Германии, и в 5,5 раза больше, чем в США.
— Примерно 900 человек ежегодно погибают на трассе Москва-Ростов-на-Дону – крупной автомагистрали, которая соединяет Центральную Россию с черноморскими курортами, а также на дороге между Екатеринбургом и Челябинском.
— Хотя ежегодно от болезней дыхательных путей и сердечно-сосудистых заболеваний умирает больше россиян, в категории «смерть от несчастных случаев, отравлений и травм» Федеральной службы государственной статистики за 2006 год цифры смертности в результате ДТП уступали лишь количеству самоубийц.
Нигилизм на колесах
Владимир Кузин, заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД, заявил, что в большинстве случаев причиной гибели людей является недисциплинированность водителей. «Главная причина высокой смертности на дорогах – это недостаточное уважение водителей к закону, нигилистическое отношение к правилам дорожного движения. Водители не соблюдают скоростной лимит, не пропускают пешеходов на переходах и не пристегиваются».
Согласно официальной статистике, в прошлом году 84% ДТП, повлекших за собой гибель людей, произошли по вине водителей. В нынешнем году власти повысили штрафы за нарушение правил дорожного движения водителями. К примеру, за проезд на красный свет придется заплатить уже не 100, а 700 рублей (около 30 долларов), за неиспользование ремня безопасности – уже не 50, а 500 рублей (около 20 долларов), за превышение разрешенной скорости более чем на 60 км/ч – уже не 500, а 5 тыс. рублей (около 200 долларов), плюс лишение водительских прав на срок от 2 до 4 месяцев. Средняя месячная зарплата в России – около 13,5 тыс. рублей (560 долларов). Тех, кого застигнут за вождением автомобиля в нетрезвом состоянии, лишат прав на 2-3 года.
В первом квартале 2008 года количество ДТП снизилось на 11% по сравнению с тем же периодом 2007 года – возможно, в результате вышеупомянутых мер. Количество погибших уменьшилось на 10%, а ДТП с участием пьяных водителей – на все 20%.
В дорожной милиции говорят, что карательные меры в России все равно остаются более мягкими, чем в других странах, но повышение штрафов принесло свои результаты. Но критики утверждают, что более высокие штрафы приводят лишь к повышению сумм взяток. Многие из водителей, которых останавливает ГАИ, предлагают взятки в размере до половины возможного штрафа. Московский аналитический центр «Индем» полагает, что общая сумма взяток в год выросла в 5-10 крат по сравнению с периодом до повышения штрафов, когда она, по некоторым оценкам, составляла примерно 500 млн рублей.
По данным соцопроса, проведенного в апреле «Левада-центром», 57% водителей утверждают, что автоинспекторы вымогали у них взятки, грозя штрафами за сфабрикованные нарушения.
Со своей стороны МВД утверждает, что борется с коррупцией, и сообщает, что в 2007 году было выявлено 7 тыс. случаев взяточничества и уволено 5300 сотрудников милиции.
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России, предсказал, что повышение штрафов возымеет лишь краткосрочный эффект, так как водители привыкнут к их новой планке. Об автоинспекторах он сказал, что те «реагируют на нарушения, а не предотвращают их. В предотвращении автоинспекция не заинтересована».
По словам Похмелкина, высокая смертность на дорогах обусловлена конструкцией старых машин российского производства, ибо они не оснащены подушками безопасности и другими «элементарными приспособлениями» для защиты людей.
Российский автопарк – старейший в Европе. Среднестатистическому автомобилю – 14,3 года, тогда как в странах ЕС этот возраст – 8 лет. По данным аналитического центра «Автостат», лишь 19% ДТП происходит с участием автомобилей моложе 10 лет. 26,5% от общего количества автомобилей в стране – это 7,7 млн «Лад» с задним приводом.
Эти рыдваны ежедневно ездят по забитым автомобилями, разбитым дорогам.
За прошлый год плохое состояние дорог стало причиной без малого 44 тыс. ДТП и гибели 6700 человек. В России, крупнейшей стране мира, протяженность мощеных автомобильных дорог лишь ненамного превышает ту же цифру в Германии и составляет менее одной восьмой этого показателя в США.
Причем около трети шоссе в стране, по данным министерства транспорта, нуждаются в срочном ремонте.
Тем временем строительство новых дорог никак не может угнаться за ростом количества личных автомобилей. Количество автомобилей в России за период с 1991 по 2007 год более чем утроилось, а протяженность дорог увеличилась лишь примерно на треть. К 2015 году правительство планирует проложить 63 тыс. км дорог, увеличив дорожную инфраструктуру на 9%.
Но новые или модернизированные дороги создают новый комплекс проблем.
«Мы ремонтируем дороги, ликвидируем ухабы, но тогда увеличивается количество ДТП. По ухабистой дороге быстро не помчишься», – отметил бывший глава дорожной инспекции Владимир Федоров.
Я – хозяин дороги
Загруженность дорог и дурные привычки водителей наиболее опасны в крупных городах, где в часы пик скорость движения падает до 10-20 км/ч. Пешеходы сходят с тротуаров, чтобы обойти припаркованные на них автомобили, и часто попадают под машины.
Но в то же самое время, как и во многих других аспектах российской жизни, высокопоставленные чиновники ездят по дорогам в отличных условиях. Они вправе законно оснащать свои автомобили мигалками, дабы другие машины уступали им дорогу.
Чиновникам рангом пониже помогают спецномера. Бизнесмены, не желающие сидеть в пробках, покупают себе такие номера на черном рынке за 10-30 тыс. долларов.
По статистике МВД, автомобили с мигалками или спецномерами – им разрешено нарушать правила, например, объезжать пробки по встречной полосе, в 12 раз вероятнее становятся причиной ДТП, чем обычные машины.
Осенью прошлого года автомобиль сопровождения председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева выехал на встречную и столкнулся с «Ладой». Ее водитель погиб.
В Москве в феврале автомобиль, который вез главу дорожной инспекции, объезжая пробку по встречной полосе, сбил женщину, которая сломала ногу и получила сотрясение мозга. Позднее ее признали виновной в этом ДТП, поскольку она переходила улицу в неположенном месте и не уступила дорогу милицейской машине с мигалкой.
***