Приказом министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2000 года № 100, учитывая исторические традиции, заслуги военных автомобилистов в мирное и военное время, их вклад в повышение боевого потенциала войск и сил флота в Вооруженных Силах Российской Федерации 29 мая ежегодно отмечается День военного автомобилиста.

В русской армии зарождение и развитие автомобильных войск связано с появлением автомобильной техники, являющейся их материальной основой.

   

Для подготовки военных автомобилистов по указу императора Николая II от 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге была образована учебная автомобильная рота, заложившая основы всего автомобильного дела в русской армии и явившаяся прообразом современных автомобильных войск.

   

В 1914 году разрабатывается строевой устав для автомобильных воинских частей, в который были включены вопросы организации автомобильных подразделений, обязанности должностных лиц, порядок ввода машин в строй, построение походных колонн и управление колоннами, порядок движения, расположение подразделений на привалах, правила перевозки грузов, организация снабжения автомобильным имуществом и другие вопросы.

   

С зарождением Красной Армии командованием большое внимание уделялось обеспечению ее мобильности и подвижности за счет использования всех видов транспорта, в том числе автомобильного.

   

В Центральном управлении военных сообщений был создан Отдел по службе полевых железных дорог и автомобильных колонн, который ведал вопросами организации и применения автомобильных формирований. В дивизиях формируется автомобильная служба, которая в своем составе имела автомобильные воинские части и подразделения, ремонтные мастерские, склады.

   

Накопленный опыт организации подвоза грузов автомобильным транспортом, а также проведенные в послевоенный период учения и маневры показали необходимость ввести в состав общевойсковых соединений и объединений автомобильные воинские части. Обоснована была и целесообразность выделения автомобильных перевозок из ведения службы военных сообщений в специальную службу.

   

В соответствии с приказом начальника штаба РККА от 27 мая 1938 года № 022 создается 6-й отдел (автотранспортной и дорожной службы) Генерального штаба Красной Армии и соответствующие отделы в военных округах, на которые было возложено руководство автомобильными и дорожными войсками.

   

Великая Отечественная война (1941 — 1945 гг.) явилась серьезным испытанием для военных автомобилистов и определила новые приоритеты в развитии и использовании автомобильных войск.

   

Высокий динамизм боевых действий, возникшие трудности в организации подвоза материальных средств в начальный период войны привели к необходимости формирования новых автомобильных соединений и воинских частей для выполнения перевозок, связанных с отмобилизованием войск, подвозом материальных средств, строительством оборонительных рубежей и обеспечением эвакуационных мероприятий, а также принятию срочных и решительных мер по улучшению управления автомобильными войсками.

    В июле 1941 года в соответствии с постановлением ГКО создается Автомобильно-дорожное управление, которое передается из состава Генерального штаба в ведение Тыла Красной Армии. Одновременно создаются автодорожные отделы во фронтах и армиях, подчиненных начальникам тыла фронта (армии).

Возросшая интенсивность движения на военно-автомобильных дорогах, проводимые перегруппировки войск, увеличение автомобильного парка вызвали необходимость усиления органов управления автотранспортным обеспечением. В 1943 году автотранспортное управление вошло в созданное Главное автомобильное управление Красной Армии.

   

Автомобильные подразделения в период Великой Отечественной войны выполнили огромную работу. Ни одна операция не готовилась и не проводилась без участия специалистов автотранспортной службы и воинов автомобильных соединений и воинских частей. Всего за годы войны автомобильным транспортом перевезено более 145 млн. тонн грузов.

   

Особо следует отметить сложную и ответственную работу личного состава при обороне города Ленинграда и в период оборонительных сражений на Сталинградском фронте.

   Так, по Дороге жизни в блокадный Ленинград было перевезено более 586 тысяч тонн грузов и эвакуировано 775 тысяч человек. Военные водители работали на трассе круглосуточно, зимой, при сильных ветрах, морозах и снегопадах, под вражеским обстрелом, авиационными ударами.

   

В ходе контрнаступления под Сталинградом автомобильными соединениями и частями было перевезено свыше 600 тыс. тонн различных грузов. Среднесуточный объем подвоза составлял около 23 тыс. тонн, суточный пробег автомобилей достигал 400-500 км.

   

В историю войны вписано немало боевых эпизодов, героями которых были военные автомобилисты. Не зная сна и отдыха, под бомбежками и обстрелами, они помогали ковать Победу. Тысячи автомобилистов были награждены орденами и медалями, а старший сержант Н. А. Бабаев, младший сержант Д.Ф. Рзянин, рядовые А. И. Гривцов, Ф.И. Земляных, ефрейтор И.В. Крюков, гвардии младшие сержанты И.И. Назаренко и Д.М. Перов, гвардии старшина А.И Рутчин, гвардии старший сержант В.Н. Терлецкий получили звание Героя Советского Союза.

   

Много труда, энергии и организаторского таланта в решении сложных задач, стоявших перед автомобильными войсками, вложили генералы З.И. Кондратьев, В.Е. Белокосков, А.Л. Матвиевский, И.П. Тягунов, Н.В. Страхов, М.А. Кузнецов, Р.Н. Моргунов, С.М. Чемерис, А.А. Славин, Г.И. Ермолаев и многие другие.

   

За образцовое выполнение заданий командования в годы Великой Отечественной войны 15 автомобильных воинских частей и соединений получили почетные наименования. 39 автомобильных частей и соединений были награждены орденами Михаила Кутузова, Александра Невского, Красного Знамени, Красной Звезды.

   

Без участия автомобильных воинских частей и подразделений не обходятся локальные войны и военные конфликты последних лет. Мужество и героизм, высокую выучку проявили воины-автомобилисты, выполняя интернациональный долг в Республике Афганистан, где им отводилась решающая роль в обеспечении войск 40-й армии всеми необходимыми материальными средствами. Перевозку грузов автомобильные подразделения и воинские части осуществляли как для военных гарнизонов, так и для мирного населения страны. Общая численность автомобильных войск составила более

   

5 тысяч человек, более 4,5 тысячи автомобилей общей грузоподъемностью более 25 тысяч тонн. Одновременно на дорогах Афганистана выполняли задачи до 50 автомобильных колонн, которыми за период боевых действий было перевезено более 10 млн. тонн различных грузов.

   

Военные автомобилисты принимали непосредственное участие в выполнении боевых задач и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона страны. За мужество, героизм, отвагу и самоотверженность при выполнении боевых задач многие офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты награждены орденами и медалями.

   

В ходе реформирования Вооруженных Сил изменяется состав и структура автомобильных войск. В 1987 году создается Центральное автомобильно-дорожное управление Министерства обороны Российской Федерации (ЦАДУ МО РФ), которое и сегодня осуществляет руководство автомобильными и дорожными войсками.

   

27 мая 2008 года ЦАДУ Минобороны РФ отметило 70-летие со дня образования Автомобильно-дорожной службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

   

В соединениях, воинских частях и подразделениях автомобильных войск Вооруженных Сил Российской Федерации идет плановая учеба. Воины-автомобилисты продолжают совершенствовать свои боевые и профессиональные навыки в ходе учений, тренировок, при выполнении поставленных задач. Так, на прошедших в 2003 и 2005 годах совместных специальных учениях с ОАО «Транснефтепродукт» были отработаны вопросы оперативного взаимодействия и практического получения горючего из магистральных нефтепродуктопроводов для транспортировки его автомобильным транспортом.

   

В июле 2005 года при проведении тактико-специального учения воины-автомобилисты с уверенностью справились с задачей по преодолению водной преграды по новому железнодорожному наплавному мостуМЛЖТ-ВТ через реку Волга под Ярославлем.

   

С начала октября по декабрь 2006 года в составе 100-го отдельного мостового батальона Вооруженных Сил Российской Федерации при восстановлении транспортной инфраструктуры в Ливане воины-автомобилисты Вооруженных Сил Российской Федерации еще раз подтвердили свой профессионализм, высокую выучку, техническую подготовленность и ответственность за выполнение поставленной задачи.

   

В настоящее время автомобильные соединения и воинские части Российской армии проходят новый этап становления. Пересматриваются структура и состав автомобильных войск, продолжаются мероприятия по их организационно-штатному совершенствованию. Одновременно решаются задачи по обеспечению повседневной жизнедеятельности войск в интересах выполнения ими задач боевой готовности, боевой и мобилизационной подготовки. Ежегодно автомобильным транспортом Вооруженных Сил Российской Федерации перевозится более 2,5 млн. тонн различных воинских грузов, в том числе и в интересах других министерств и ведомств.

   

По итогам зимнего периода обучения 2008 года лучшие результаты в боевой и специальной подготовке показали соединения и воинские части автомобильных войск под командованием полковников А.Г. Груданова, Д.В. Никитина, В.Ю. Анищенко, А. И. Шилкина, подполковника А.В. Костина.

   

В день профессионального праздника военных автомобилистов хотелось бы отметить, что личный состав автомобильных войск всегда готов и способен выполнить задачи по предназначению, а автомобильные войска являются одними из главных составляющих Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации.

   

Желаю воинам-автомобилистам крепкого здоровья, оптимизма, бодрости духа, счастья и благополучия, успехов в военной службе на благо России.

Начальник Центрального автомобильно-дорожного управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Федор АЛЕКСАКОВ.

Фото Юрия ШИПИЛОВА

29 Мая 2008 года

Красная звезда

***