В России водительское удостоверение можно не только купить, но и, как выяснилось, для удобства — даже заказать по почте, а автошколы по-прежнему не несут ответственности за результаты своей работы.

После сдачи экзамена в ГИБДД и получения долгожданных водительских прав Татьяна, 20-летняя жительница Самары, пришла к неутешительному выводу — управлять автомобилем она совершенно не умеет.

Девушка полтора месяца посещала занятия в автошколе, крутила баранку на учебной площадке, но ездить в реальных условиях ее так никто и не научил.

История Татьяны во многом типична, ведь зачастую получение прав в России — чисто коммерческая процедура. Здесь зарабатывают деньги сразу несколько сторон: автошколы, сотрудники ГИБДД и частные инструкторы.

При этом львиная доля получивших права имеет весьма смутное представление о процессе вождения.

В итоге по вине таких водителей происходит огромное количество автомобильных аварий.

«Все равно не сдашь»

Управлять автомобилем — давняя мечта Татьяны. В городской автошколе она не пропускала ни одного теоретического занятия, добросовестно штудировала правила дорожного движения и пыталась водить на учебных «Жигулях».

«В основном я ездила по площадке, а инструктор стоял в сторонке и курил, — рассказывает девушка. — Иногда мне даже приходилось упрашивать его поехать в город».

По словам Татьяны, за время пресловутого обучения она научилась лишь трогаться с места, ездить на первой и второй передачах и заезжать в ворота. Она прекрасно понимала, что этих навыков для уверенного вождения по городу не хватит.

«За два дня до экзамена инструктор прямо спросил, будет ли кто-то подстраховывать меня в ГИБДД, — говорит Татьяна. — Я удивленно ответила, что у меня нет знакомых инспекторов, а он рассмеялся и сказал, что тогда на экзамен можешь не ходить — все равно не сдашь».

В итоге Татьяна успешно сдала теоретическую часть, а практику завалила. Инструктор лишь развел руками: «Я же тебя предупреждал!».

Права — почтой

Сегодня ни для кого уже не секрет, что водительские права в России можно приобрести практически так же легко, как ботинки в обувном магазине.

В каждом регионе действует своя такса, но, как правило, суммы отличаются незначительно. В среднем, покупка удостоверения может обойтись в 12-15 тыс. рублей (500-700 долларов).

Как выяснилось, при желании документ можно получить вообще не выходя из дома.

В интернете сегодня — множество сайтов, на которых автолюбитель может оформить соответствующую заявку.

Для этого требуется лишь выслать по электронной почте свою фотографию в цифровом формате, паспортные данные и оплатить услугу.

Готовые права, сказано в этих объявлениях, заказчик получит в течение 2-3 дней заказным письмом.

При этом «изготовитель» гарантирует, что никаких проблем у автомобилиста не будет, поскольку «права оформляются на настоящих бланках, используемых ГИБДД».

Между тем, по словам автоинспекторов, за большинством объявлений, обещающих быстрое получение прав, как правило, стоят мошенники.

Один из сотрудников дорожной инспекции, пожелавший остаться неизвестным, признался, что «ситуация, действительно, приняла серьезный коррупционный масштаб».

«Все объясняется просто — спрос рождает предложение. Многим людям просто некогда учиться в автошколе, другие хотят избежать дополнительного стресса», — пояснил инспектор.

В последнее время в Самаре было возбуждено 15 уголовных дел по факту незаконной выдачи сотрудниками дорожной инспекции водительских удостоверений.

А на прошлой неделе в Ульяновской области глава подразделения местного отделения Всероссийского общества автомобилистов был приговорен к 2 годам лишения свободы условно: за деньги он незаконно выдавал жителям региона свидетельства о прохождении обучения управлению транспортными средствами.

В суд на автошколу

Эксперты сетуют на то, что государство не принимает достаточных мер для спасения человеческих жизней на дорогах.

Много вопросов вызывает деятельность автошкол.

Сегодня почти в каждом российском регионе насчитывается с десяток школ, занимающихся подготовкой водителей, но не многие из них могут похвастаться высокими результатами.

Так, в Самарской области экзамены на получение прав с первого раза сдают в среднем лишь 56% учеников автошкол.

По словам заместителя начальника регионального управления ГИБДД Виктора Митника, есть и школы, в которых с первого разу экзамены сдают менее четверти обучающихся.

«Это очень низкий показатель, который говорит о многом», — считает Митник.

Как ни парадоксально, сами автошколы не несут никакой ответственности за результаты своей работы.

В свое время в отдельных регионах предлагалось законодательно проработать механизм, по которому в первые несколько лет за ДТП, случившиеся по вине молодого водителя, отвечала бы именно автошкола, его обучавшая.

По мнению экспертов, в таком подходе имеется рациональное зерно.

В свою очередь, юристы предлагают людям, прошедшим обучение, но не сдавшим экзамен в ГИБДД, подавать в суд на автошколу.

«Такой прецедент может быть создан. Истцу в данном случае следует апеллировать к низкому качеству образовательной услуги, — пояснил в интервью BBCRussian.com адвокат Дмитрий Елфимов. — Ведь получается, что он отдал деньги, а взамен ничего не получил. Для чего, спрашивается, тогда вообще нужны эти автошколы? Езда на автомобиле — это не высшая математика, недюжинные интеллектуальные способности здесь не требуются».

Руководители автошкол придерживаются иного мнения, заявляя, что многое в процессе обучения зависит от индивидуальных способностей каждого отдельного человека.

«Опасный эксперимент»

Александр Гульнов называет себя «свободным художником». Несколько лет назад он ушел из государственной автошколы и стал обучать вождению в частном порядке.

Гульнов признается, что от клиентов нет отбоя.

Одно занятие у него стоит 250 рублей — примерно на сто рублей дороже, чем у инструктора в школе.

Недавно Александр приобрел новенькую «Ладу Калину», а до этого обучал людей на потрепанном «жигуленке».

«Автомобильный рынок стремительно растет, следовательно, и у меня объем работы становится больше, — объясняет Гульнов. — Очень часто бывает, что люди после того, как получили права, приходят ко мне. После пяти-шести занятий они, как правило, начинают ездить».

Александр вот уже несколько лет ведет собственную статистику. По его подсчетам, примерно 80% его учеников становятся автомобилистами с правами.

«А в автошколе считается хорошим показателем, если треть обучившихся сядет за руль», — говорит инструктор. — Ведь во всех этих школах не учат ездить: там установка только на то, чтоб человек умел «змейкой» ездить и на эстакаду заезжать. Это в корне неверно».

Александр притормаживает — из машины в соседнем ряду ему весело машет симпатичная девушка. «Ученица моя, — гордо объясняет Александр. — Талантливая, после двух занятий села и поехала».

У Александра Гульнова есть своя концепция, которую он без ложной скромности называет «почти идеальной».

«Одними штрафами положение не исправишь, — говорит инструктор. — Нужна хорошая учебная база, а наши автошколы — это фикция, касса для сбора денег. В результате человек либо идет к «частнику» вроде меня, либо выезжает на дорогу и учится сам, а это опасный эксперимент».

…Татьяна получила права с третьей попытки. Застенчиво говорит, что хотела сделать все по правилам: прилежно учила теорию — знаки, сигналы регулировщика, дорожную разметку, практиковалась аж до запаха подгорающего сцепления.

Грузный инспектор, вручая ей заветное удостоверение, то ли в шутку, то ли всерьез заявил: мол, ездим-то мы не по правилам, а по дорогам.

Михаил Белый

Для BBCRussian.com, Ульяновск

среда, 28 мая 2008 г., 11:55 GMT 15:55 MCK

BBCRussian.com

*