Как и предсказывал обозреватель «Времени новостей», жюри единогласно признало лучшей картину французского режиссера Лорана Канте «Между стен». Впервые за 21 год главный приз фестиваля остался во Франции. Эта почти документальная школьная история родилась после того, как один скромный учитель французского языка рассказал о своих рабочих буднях. Лорана Канте его опыт заинтересовал, и он пригласил учителя на главную роль, а на роли разгильдяев-учеников — учащихся едва ли не первого попавшегося лицея, где собственно и происходили съемки. Сценарий написали уже под реальные события и героев.

Школьная тема и документальность сегодня в фаворе — автор фильма про старшеклассниц «Все умрут, а я останусь» Валерия Гай Германика удостоилась скромного приза от киноманов, выбиравших лучший фильм в «Неделе критики» и «Двухнедельнике режиссеров», а также специального упоминания жюри «Золотой камеры» (сама «Камера», присуждаемая за лучший дебют, ушла к Стивену Маккуину, снявшему полудокументальную драму про члена британского парламента, боевика ИРА, умершего в тюрьме во время голодовки). Другой фильм с российским участием — игровой «Тюльпан» документалиста Сергея Дворцевого, снятый в Казахстане и на казахском языке с подробнейшим разглядыванием житейского уклада — получил Гран-при в конкурсе «Особый взгляд», так что нашим и тут немножко подфартило.

Что же касается остальных призов официального конкурса, то они оказались не то чтобы предсказуемыми, но не бодрящими. Турецкая картина «Три обезьяны» Нури Джейлана, о которой писали как о неудаче талантливого режиссера, удостоились приза за режиссуру. Гран-при получил итальянский фильм про мафию «Гоморра» Маттео Гарроне. Актерские призы были вручены Сандре Корвелони за роль в фильме «Линия передачи» и Бенисио дель Торо, сыгравшему Че Гевару в четырехчасовой картине Содерберга. Братья Дарденны получили приз за сценарий «Молчания Лорны», а Клинт Иствуд и Катрин Денев — почетные награды за вклад в целом.

61-й Каннский фестиваль признан неудачным, ругали его за вялые и мрачные фильмы, которые к тому же плохо сочетались с огламуренным Лазурным берегом. Жюри попыталось разрулить ситуацию, предпочтя последовать лозунгу Тарантино: «А потом появляется реальная жизнь и сметает на… все законы жанра».

Время новостей

***