Создавая ОАО «Корпорация развития Самарской области», местные власти делают ставку на свои возможности по привлечению стратегических инвесторов. Эффективность такого государственно-частного партнерства зависит от степени его прозрачности, а также от того, получат ли участвующие в корпорации бизнес-структуры кроме госгарантий еще и понятные им рыночные стимулы.

Самарское областное правительство 14 мая 2008 года утвердило концепцию корпорации развития в форме ОАО, призванного интегрировать государственные ресурсы со средствами частных инвесторов. По словам руководителя регионального минэкономразвития Габибуллы Хасаева, возглавлявшего коллектив разработчиков документа, главная цель корпорации — реализация инвестпроектов, которые могли бы стать «точками роста» экономики Самарской области, однако связаны с высокими рисками и не предполагают быстрой (со сроком менее пяти лет) окупаемости. Решать эту проблему инициаторы идеи намерены за счет создания прямых и косвенных условий, при которых участие в подобных проектах станет выгодным для бизнес-структур. Как именно они смогут получать «разумную прибыль», детально не раскрывается – декларируется лишь, что это будет происходить под контролем государства.

Региональные корпорации развития, являющиеся формой государственно-частного партнерства, до Самарской области начали создавать в Красноярском крае и Республике Саха (Якутия). В первом случае ОАО с уставным капиталом 120 млн рублей учреждено в равных долях краевой администрацией, Внеш­экономбанком (ВЭБом), а также ОАО «ГидроОГК» и ООО «Базовый элемент». Цель акционеров — реализация мегапроекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» с большим участием федеральных ресурсов (только на подготовку зоны затопления Богучанской ГЭС из бюджета РФ предполагается получить 8,8 млрд рублей). ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» находится в процессе формирования — сторонами (республиканским правительством, ОАО «ГидроОГК», ИГ «АЛРОСА», ЗАО «Якутские угли» и «Техснабэкспорт») подписан лишь меморандум о намерениях. И речь опять же идет об ограниченном числе проектов — строительстве каскада ГЭС мощностью до 2500 МВт и нескольких горно-перерабатывающих предприятий.

На этом фоне самарская корпорация имеет модельное значение по крайней мере в двух аспектах: географическом (она формируется в старопромышленном регионе, исчерпавшем возможности для экстенсивного роста) и организационном — как интегратор региональных институтов развития, в частности, инновационных и ипотечных фондов, технопарков и областных целевых инвестпрограмм.

Подробнее: «Эксперт Волга» №21 (109)/26 мая 2008

*