В рамках фестиваля «Самарская весна» на сцене концертного зала «Дзержинка» в Самаре прошел спектакль «Евгений Онегин», вызвавший неоднозначные оценки зрителей. Репортаж ГТРК- 5 канал Петербург: Как вы думаете, мог ли Евгений Онегин кидаться стульями, а перед дуэлью для храбрости выпить 100 граммов? А в Самарском театре оперы и балета посчитали, что вполне мог. И сделали экспериментальную постановку.

За реакцией зрителей наблюдал корреспондент «Пятого канала» Алексей Прокин:

Ужель та самая Татьяна? Самарская премьера оперы Чайковского «Евгений Онегин» могла лопнуть, как мыльный пузырь. То есть обернуться провалом в любой момент.

Но соблазн досмотреть премьеру был слишком велик. Онегин появился на сцене, словно просто мимо проходил. Черные брюки, серый пиджак современного покроя. Попробовал варенье, которое сварила «мамА» Татьяны Лариной, начал качаться в кресле. Впрочем, голос солиста московского Большого театра Павла Черных, который исполнял партию главного героя, не позволил усомниться в серьезности режиссерских намерений.

Павел Черных, солист государственного академического Большого театра, исполнитель роли Онегина: Очень много людей у нас в стране получили высшее музыкальное и театральное образование, я считаю. И они взяли право решать. Вот знаете, народ, вы слишком многого не понимаете. Вы серые, а вот мы такие возвышенные, образованные. Мы вам сейчас покажем как нужно. А я вот как зритель – не хочу.

«Я вам пишу, чего же боле…» Татьяна пишет свое письмо под холодным осенним дождем. Она дрожит по-настоящему, и в этот момент зритель готов простить ей вольности интерпретации. И вот на сцене – уже зима. Задорная массовка на роликовых коньках и взрывы петард разжигают гнев Ленского. Дуэль. Но перед этим персонажи выпивают по пятьдесят граммов. Выстрел. Погиб поэт, иль нет? Зритель заинтригован. И тут в оперу вклинивается кино. Продолжение истории выводит сам Пушкин. На занавесе.

Максим Губский, солист самарского театра оперы и балета, исполнитель роли Ленского: Почему бы не поиграть со светом? Дуэль, почему ее не сыграть светом. Там просто очень сильно гасят свет. И визуально это получается темное пятно. Там просто человека в принципе не осталось. Как бы его тень.

Новаторскую постановку жителям Самары больше показывать не будут. Так было запланировано с самого начала. Однако и одного раза оказалось достаточно, чтобы этого «Онегина» запомнили надолго.

Ценители оперы обыкновенно не любят эксперименты, прощая их только великим мастерам. Но судя по реакции этого зала, игра на грани фола стоила свеч. И фривольное поведение солистов на сцене, и сами декорации. Да, у критиков будет много вопросов к режиссеру, но зрители… Отсутствие условностей позволило приблизиться к героям Пушкина настолько, чтобы можно было сопереживать им от всей души.

Пятый канал

*