Фактор социальных сетей
Исследование Гарвардского УниверстетаHarvard Medical School и Калифорнийского Университета в Сан-ДиегоUniversity of California, San Diego было посвящено влиянию курильщиков на своих ближних. Для этого были проанализированы данные по более чем 12 тыс. человек за период с 1971 по 2003 год: те, кто курил более одной сигареты в день, были признаны курильщиками.
Авторы исследования резюмируют, что в начале 1970-х годов курильщиков в США было больше, чем некурящих и обе эти группы постоянно смешивались. Примерно в 2000 году, в результате масштабной антитабачной кампании, развернутой в стране, число курильщиков начало резко сокращаться и они оказались маргинализированными — то есть, их общение с некурящими заметно сократилось.
Как оказалось, если американец бросал курить, этим поступком он оказывал заметное влияние на свое окружение. К примеру, если с этой привычкой завязывал муж, то шансы его жены отказаться от курения увеличивались на 67%. Если бросалбросала курить братсестра, то шанс на то, что с курением покончат их братья-сестры возрастал на четверть. Если от сигарет отказывался друг, то шансы на то, что бросят курить его товарищи увеличивались на 36%.
Бросивший курить сослуживец также позитивно влиял на своих коллег — его поступок приводил к тому, что их шансы на отказ от курения вырастали на 34%. Однако эта закономерность срабатывала только в малых компаниях — в больших фирмах подобного не наблюдалось. Также отмечается, что «фактор соседа» не играет никакой роли — бросивший курить сосед на своих соседей не влиял.
С другой стороны, не имеет значение и география — физическое расстояние между членами одной социальной сети: важна лишь частота их общения и степень доверия друг к другу. Заметно воздействует на поведение курильщиков и уровень их образования: чем оно выше, тем больше шансов на то, что по примеру родственника-знакомого-коллеги бросят курить члены его социальной группы.
*