61-й Каннский кинофестиваль давно перевалил за половину, а явного фаворита так и не видно. Часть критиков, у которых хорошо развит рефлекс на авторское кино (это когда все мрачно, и каждый план продолжается минут по десять), выделили для себя «Трех обезьян» Нури Бильге Джейлана.

Но даже поклонники его работ не могут не признать, что медитативная любовная драма турецкого режиссера значительно уступает его же «Отчужденности» и «Временам года». Израильский документальный фильм, сделанный средствами анимации, — «Вальс с Баширом» Ари Фольмана — порадовал оригинальностью стилистического решения и, несомненно, приятно пощекотал нервы антиизраильски настроенной левой интеллигенции (картина представляет собой реконструкцию резни в лагерях палестинских беженцев Сабре и Шатиле). Но во время просмотра и после не оставляла одна мысль: как бы все это выглядело без мультипликационных радостей? Ответ, увы, очевиден: не слишком глубоко.

И наконец французские критики отличились, выставив в рейтинге журнала Le film francais несколько «золотых веток» невероятно многословной драме Арно Деплешена «Рождественская сказка» с Катрин Денев в роли главы многочисленного семейства, пораженного опасным генетическим недугом (движущая сила сюжета — пересадка костного мозга от одного члена семьи другому). Международное сообщество французов не поддержало: сами смотрите свое кино и сами наслаждайтесь. Любой нормальный нефранкоязычный киноман придет в ярость от необходимости читать километры субтитров, заполненных тяжелым, бессвязным и безостановочным французским бредом «об отношениях».

Не подумайте, что я преувеличиваю. Впервые на моей памяти перед концом фестиваля ни один из фильмов не добрался в рейтингах Screen International до отметки «3» (из четырех возможных). То есть, до вчерашнего дня весь конкурс был на два с плюсом. Может быть, чуть предпочтительнее шансы у братьев Дарденнов с «Молчанием Лорны». Но и их история албанской девушки, вовлеченной в матримониальную аферу в бельгийском Льеже, не дотягивает ни до «Розетты», ни до «Дитя» (оба фильма удостоились «Золотой пальмовой ветви»), ни тем более до «Сына».

И лишь последняя конкурсная премьера подарила Канну первого фаворита. Не очевидного, но бесспорного, как бы парадоксально это ни звучало. Фильм Клинта Иствуда «Подмена» (в последний момент авторы заменили название «Оборотень» на более нейтральный Exchange) — это едва ли «Золотая пальмовая ветвь», но это весомый голос в защиту классического повествовательного кино, истоки которого — в Золотом веке Голливуда.

Подробнее читайте в материале Времени новостей

***