Сейчас, когда, как правило, в прокате лидируют фильмы, сделанные фактически на компьютере, мастер развлекательного кинематографа Стивен Спилберг по-прежнему делает кино в своей умной голове. Нет, конечно, в его новой картине «Индиана Джонс и Королевство Хрустального Черепа» достаточно много компьютерных спецэффектов.

Но, по собственному признанию режиссера, он хотел возродить традицию «живых» приключений, которые практически вытеснены с экрана.

Много лет вынашиваемая им и продюсером Джорджем Лукасом идея продолжения трилогии об авантюрном профессоре Джонсе, которого никто иначе не видит как актера Гаррисона Форда, вылилась в мощный, неуемный боевик со своими достоинствами и недостатками. Вопреки ожиданиям, сценарий такого опытного мастера, как Дэвид Копп, не блещет особым остроумием или интересной разработкой хорошо знакомых и новых характеров. Сюжет фильма страдает нарративными нагромождениями. Часто не вполне понятно, куда и зачем идет сюжет.

Однако нужно сказать спасибо Спилбергу, который своей неуемной фантазией и точным пониманием того, что работает на зрителя, держит его внимание на протяжении двух часов и четырех минут, что длится фильм. На мой вкус, картину не мешало бы подрезать минут на 20, но это не моя, а Спилберга прерогатива.

С предыдущего «Индианы Джонса» (1989) прошло почти 20 лет, на которые постарели Форд и возвращенная из первой серии (1981) Карен Аллен, снова играющая задиристую Мэрион Рэйвенвуд. Соответственно действие из 30-х годов перенесено в 1957 год. Вместо картонных нацистов профессору Джонсу и иже с ним противостоят не менее плоские коммунисты-кагебисты. Спилберг довольно иронически обыгрывает времена «красной опасности», запомнившиеся ему, тогда ребенку, учебными тревогами на случай советского ядерного нападения.

Прошу российских зрителей фильма с пониманием отнестись к тому, что злодеями фильма после долгого перерыва в американском кино опять сделаны русско-советские. Во-первых, Спилберг высмеивает тогдашние страхи американцев перед Советами. Во-вторых, главная злодейка – полковник КГБ Ирина Спалко (Кэйт Бланшетт) весьма хороша собой, не чета уродине из СМЕРШа Розе Клебб (Лотте Ленья) из джеймсбондовского «Из России с любовью» (1963). К тому же фильм намекает, что Спалко и вовсе не русская, а украинка, что сегодня стало стоит отметить. В-третьих, сам факт того, что русские стали появляться в американском кино не как мафиозные громилы, а как опасная экзистенциальная сила (пусть в данном случае в стиле «ретро»), является свидетельством роста роли возрождающейся России в современном мире.

Для равновесия Спилберг приберег издевку и для своих. При всем обилии погонь, драк, перестрелок, падений в водопады, одной из самых любопытных и остросатирических сцен является одна из начальных.

Убежав от проникших в тайный американский склад кагебистов (почему-то в 1957-м одетых в форму советский армии 70-х-80-х годов) во главе с красивым полковником Ириной с длинной саблей на боку и подпоясанной советским (почему-то солдатским) ремнем со звездой, Индиана попадает в милейший типовой американский городок в невадской пустыне. Только вместе живых людей на улице и в домах повсюду расставлены и рассажены ярко раскрашенные манекены «типичных» американцев и типичных американских собак и кошек. Все – как с рекламы. Оказывается, эта потемкинская деревня и эти муляжи – испытательный полигон атомного оружия.

Бомба, конечно, взрывается, но Индиана, естественно, выживает и отправляется в дальнейшие приключения. Ему в них, кроме Мэрион, помогает молодой задиристый Мэтт (Шайа Лабуф), потенциальный продолжатель дела Индианы в пятой серии.

Я заметил и еще один момент, связанный с фильмом. Явно ностальгируя по своей молодости, в том числе и кинематографической, Спилберг сделал из фильма забавную смесь «Индианы Джонса» с своими «Близкими контактами третьей степени» (1977). В его новой картине снова слышится мотив контакта с иными цивилизациями. Та же Ирина Спалко хочет овладеть секретом Хрустального Черепа, чтобы обрести инопланетные паранормальные способности.

В одном из идеологических споров с патриотичным Индианой (он любит Айка – президента Эйзенхауэра) Ирина говорит, что когда она осуществит мечту товарища Сталина и сможет с помощью телепатических способностей на расстоянии управлять умами американцев, «вы станете как мы».

По злой иронии судьбы все получилось в точности наоборот.

Это они стали как мы.

Сергей Рахлин 20.05.2008 | Лос-Анджелес

voanews.com

***