На Каннском кинофестивале показали много фильмов о детях и матерях
Каннский кинофестиваль подошел к своему экватору. Половина программы уже позади. Итоги подводить еще рано, но в целом мнение о том, что из себя представляет 51-й фест, уже составить можно. Конкурс оказался сильным, а одним из его лидеров стала картина турецкого режиссера Нури Билге Сейлана «Три обезьянки». Режиссер смог убедительно и просто рассказать историю запутанных семейных отношений, лжи, недоговоренностей, недопонимания, приводящих к трагическим результатам.
Но помимо турецкой ленты, Канны успели посмотреть несколько других интересных работ. Душераздирающую драму женщины «Леонера» представил аргентинец Пабло Траперо. Однажды Джулия просыпается в луже крови. Двое ее возлюбленных порезали один другого, а в тюрьму отправили ни в чем не повинную Джулию, которая, как оказалось, ждет ребенка от одного из них. Нежеланный ребенок появился на свет и… стал для нее самым большим счастьем и смыслом жизни. Ребенок растет в тюрьме, и удивительно, что в этой клоаке, в этом кошмаре, за колючей проволокой, его, как и других детей (это специальная тюрьма для женщин с детьми), окружают любовь и внимание со всех сторон. Актриса Мартина Гусман с таким накалом передает ужас и отчаяние, охватившие мать, у которой забирают в конце концов ребенка – единственное, что у нее есть в жизни, – что, кажется, стены тюрьмы плачут от горя. Эта актерская работа – несомненный претендент на приз за лучшую женскую роль.
Очень неплоха и, безусловно, самобытна филиппинская картина Бриллианте Мендоза «Сервис». В странном пространстве дома, наполненного своими и чужими (напоминает гигантский проходной двор), разместился большой клан родственников во главе с хозяйкой-матерью-матроной. Они здесь живут, здесь же находится их бизнес – порносинема. Здесь кричат, плачут, радуются, занимаются традиционным и нетрадиционным (похоже, более привычным) сексом кто ни попадя – здесь бьется живая жизнь.
«Молчание Лорны» – это история несчастной албанской девушки, которая похожа на многие другие эмигрантские истории. Каждый день девушка борется за выживание. Раз связавшись с криминальным миром, она не может из него выбраться. И все же делает это отчаянное усилие – не ради себя, а ради ребенка, который должен родиться. Ради памяти о его отце, которого она не смогла уберечь. Актерская работа Арты Доброши – еще один претендент на каннский приз.
Конкурсный экран в этом году представлен работами в основном крепких мастеров среднего поколения, так что, к счастью, пока неприятных сюрпризов не было. И «Рождественская история» француза Арно Деплешана, и «24 города» китайца Ця Чжанке, и «Linha de passe» бразильцев Вальтера Саллиса и Даниэлы Томсон – все это в высшей степени качественное, актуальное, существенное кино. Следующий «ход конем» делают асы старшего поколения – Клинт Иствуд, Вим Вендерс, Барри Левинсон и другие.
Однако главным событием Канн остается не конкурс, а премьера нового «Индианы Джонса», которая немного отвлекла от главного состязания. С трудом поддается описанию то, что происходило здесь в день мировой премьеры. Ладно, фанаты, которые паниковали и истерили с раннего утра. Видавшие виды журналисты потеряли голову и подбодряли Индиану, сражавшегося с коммунистической заразой в лице полковника КГБ Ирины Шпалько (Кейт Блэнчетт), поощрительными выкриками.
Жаль, что «Индиана» не гонится за каннской пальмой, потому что вряд ли кто-то смог бы ее у него перехватить.
***