Имя Рихарда Зорге, легендарного советского разведчика, работавшего в Токио и разоблаченного японцами в 1941 году, хорошо известно и на Западе. О нем написано множество книг. Теперь его история в Германии стала сюжетом для комикса.

Обложка книги Изабель Крайц

Над «Делом Зорге» Изабель Крайц (Isabel Kreitz), которую называют лучшим в Германии создателем комиксов, работала около двух лет. История немецкого журналиста, сблизившегося в Токио с работниками посольства нацистской Германии и тайно передававшего в Москву ценнейшую информацию, рассказана — или, точнее, показана — на 250 страницах большого формата.

Герой в карандаше

Рисунки выполнены карандашом в черно-белых тонах и полутонах — и в высшей степени профессионально: не просто линия контура, а нюансированная штриховка, точно передающая детали. Никаких «Ох!» и «Бум!!!!», составляющих звуковое сопровождение дешевых комиксов, вы здесь тоже не найдете. Диалоги, разумеется, лаконичны, согласно закону жанра, но это диалоги живых людей, а не роботов или идиотов. В общем, сравнивать работу Крайтц с псевдодиснеевским пестрым ширпотребом совершенно нельзя. Хорошо продуман сюжет, тщательно построены мизансцены, смена планов — с крупного на общий или средний и наоборот — заставляет вспоминать о художественном кино.

Главным героем комикса, выпущенного серьезным для этого жанра тиражом 7500 экземпляров, является, конечно, сам Рихард Зорге. В Москву он передал, в частности, точную дату предстоящего нападения Гитлера на Советский Союз. Однако Сталин этому не поверил — или не хотел поверить. Вместе с тем, «Дело Зорге» много рассказывает об окружении разведчика, о его любовницах, друзьях, информаторах, о дипломатических интригах в Японии и вокруг Японии, которую нацисты хотели втянуть в войну, а также о том, как настойчиво японцы хотели обменять арестованного Зорге — но Москва отказалась, и Зорге был казнен.

Картинки с выставки

Возможно, кому-то покажется странным, что в качестве «книги недели» мы выбрали сегодня комиксы, которые многие по привычке считают антилитературой. Отчасти эта репутация верна — но только отчасти. Достаточно сказать, что на последней международной Франкфуртской книжной ярмарке — крупнейшем форуме отрасли в мире — комиксам было отведено целых два этажа в огромном павильоне, площадь которого сравнима с площадью всей Московской книжной ярмарки.

Американцы тратят на комиксы до полумиллиарда долларов каждый год. В Европе дела обстоят скромнее. Зато сами комиксы серьезнее. Между прочим, первые образцы этого жанра появились именно в Старом Свете. Еще в конце XVIII века в Лондоне выходил юмористический журнал «The Comick Magazine» (то есть «Журнал комического»). В нем публиковались, среди прочего, также серии карикатур, которые стали предтечами современных комиксов и дали им название.

Кстати, о названии. Японским «отцом комиксов» считается знаменитый художник Хокусаи. Он прославился, в частности, своими альбомами эскизов — своеобразными записными книжками художника. Хокусаи называл их «манга». Так японцы обозначают комиксы — очень популярные в Стране восходящего солнца — и сегодня.

Ефим Шуман

www.dw-world.de

***