В ближайшее время в системе среднего образования в России могут произойти значительные изменения. В школах планируется ввести дополнительную должность тьютора, в чьи задачи будет входить исполнение тех же функций, которые когда-то лежали на вожатых, а именно – следить за личностным и социальным развитием подростков, направляя его в нужное русло. Кроме этого, тьюторы будут создавать кружки по интересам.

Инициатором нововведения выступило Министерство образования и науки России. В данный момент положение о создании института тьюторства, подготовленное специалистами министерства, проходит регистрацию в Министерстве юстиции России. Если сотрудники ведомства сочтут предложение целесообразным, то оно поступит на рассмотрение в Государственную думу, и дальнейшая его судьба будет зависеть от депутатов.

Согласно идее, разработанной в министерстве, теперь о личностном развитии школьников заботиться должны не только классные руководители, но и тьюторы (от англ. tutor, что означает «наставник», «советник», «куратор»). В данный момент эта должность широко распространена в британских школах пансионного типа.

Для того чтобы роль тьютора была более понятна, Александр Кондаков привел пример из своего собственного детства. «Когда я учился в школе, у нас также был классный руководитель, который отвечал за состояние дел в классе, работал с родителями и классным активом и так далее. Но при этом был еще и учитель географии, к которому мы приходили после уроков, чтобы пообщаться с ним о жизни и поделиться своими дальнейшими планами. Именно поэтому речь идет не только об учебно-административном ресурсе, но и о человеческом факторе».

В России в настоящее время большая часть этих обязанностей возложена на классных руководителей. До распада Советского Союза их разделяли вожатые. Подразумевается, что введение новой должности вовсе не будет означать упразднения старой. Напротив, планируется, что они станут гармонично дополнять друг друга. Тем более что в ряде российских школ тьюторы существуют уже не первый год.

Вместе с тем далеко не все школьные руководители воспринимают грядущие изменения с радостью. Как рассказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД заместитель директора по воспитательной работе одной из московских гимназий, пожелавшая остаться неизвестной, должности, подобные тьюторским, существуют в школах и так. Однако далеко не везде замечена их эффективность.

Подробнее читате в материале Деловой газеты Взгляд»

***