Правительство приготовило неприятный сюрприз владельцам больших и мощных автомобилей. Ежегодный рост акцизов на авто составит не 4,8–9%, как предполагалось ранее, а 9,8–12,7%. Соответствующий законопроект Минфин уже разослал в ведомства, сообщил в конце прошлой недели источник, близкий к правительству. Предлагаемые меры ударят по карману автомобилистов, но не заставят их пересесть на более экологичные автомобили, уверены эксперты.

Легковые автомобили мощностью до 90 лошадиных сил (л.с.) по-прежнему облагаться налогом не будут. Ставка акциза на авто мощностью 90 – 150 л.с. будет повышена с нынешних 19,26 руб. за одну «лошадку» до 21,7 руб. в 2009 году (ранее планировалось до 21 руб.), в 2010-м – до 23,9 руб. (вместо 22), а в 2011-м – до 26,3.

Машины мощнее 150 л.с. тоже станут дороже для владельцев. С нынешних 194 руб. за силу налог поднимется в 2009 году до 214 руб. (планировалось до 207), в 2010 году – до 235 (ранее – 220), а в 2011-м – до 259 руб.

В итоге темпы повышения акцизов в год составят не 4,8–9%, а 9,8–12,7%. «Выборы закончились, и государство под шумок пытается нажиться за счет автомобилистов. Наступает время принятия непопулярных решений», – заявил «НИ» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Однако старые маломощные «Жигули» или «Москвичи» чадят, как правило, сильнее новой и более мощной западной машины. При этом владелец «грязного» авто заплатит меньший налог, так как сейчас он привязан к мощности, а не к чистоте выхлопа.

Правительству необходимо постепенно запрещать производство в России недостаточно чистых двигателей, как делается в Европе и США. Это привело бы к некоторому подорожанию автомобилей, но оно было бы оправдано с точки зрения экологии», – уверен эксперт. Идея привязать акциз не к мощности, а к экологичности авто давно бродит в правительстве, но никаких конкретных документов так и не разработано. Поэтому вряд ли стоит рассчитывать, что акциз на «грязные» авто будет принят в рамках налоговой политики на 2009–2011 годы, заявил источник в правительстве.

Насколько бы воздух стал чище от таких мер, видно из того, что 60% автомобилей в стране – отечественного производства. Причем вклад автотранспорта в загрязнение воздуха составляет в среднем 40–45%, а в Москве – 83%. Другими словами, воздух столицы наполовину загазован именно отечественными авто. Чистота воздуха складывается из интенсивности движения и способности окружающей природы к самоочищению. Поэтому, по данным Независимого экологического рейтингового агентства, загрязнение дорог и прилегающих территорий от автомобильных выхлопов максимально в Москве, Петербурге, Якутии, Краснодарском крае, на Камчатке, а также в Мурманской и Магаданской областях.

Тем временем столица заняла

14-е место в рейтинге грязнейших городов мира. Столичные власти пообещали с осени запретить въезд в пределы Садового кольца легковушек, использующих топливо ниже класса «Евро-2» (то есть как минимум всех «Жигулей» вплоть до «семерки»). Также планируются льготы для покупателей малолитражек (объем двигателя 1,2 л и длина 3,5 м) – топливная карта на 26 тыс. руб. и скидка 50% на парковку в центре. Однако, как отмечают специалисты, средний автомобилист, покупая машину, считает не то, что он сможет сэкономить на стоянке, а то, сколько ему нужно заплатить здесь и сейчас.

Новые Известия

*