В конце минувшей недели в Союз потребителей России пришло письмо от троих жителей Санкт-Петербурга, которые купили в одном из универсамов Северной столицы готовое куриное филе и сильно отравились. Местное управление Роспотребнадзора отказалось удовлетворить требование пожилых людей изъять из магазина вредоносную продукцию. Испорченная курица до сих пор лежит на его прилавках.

В середине марта этого года группа немолодых людей купила десять упаковок готового куриного филе в одном из универсамов Петербурга. До конца срока годности продукта оставалось еще семь месяцев. Разогрев филе в микроволновке, пенсионеры плотно пообедали. «Через несколько часов у всех резко подскочила температура, появились все признаки отравления, – рассказал «НИ» председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. – Пришлось срочно вызывать «скорую». Немного оправившись, пенсионеры решили обратиться с жалобой на универсам, но это оказалось не так-то просто. «Местное управление Роспотребнадзора отказалось помогать пострадавшим, потому что диагноз сальмонеллез был поставлен им без сдачи анализов, – пояснил нам Петр Шелищ. – Пенсионеры отравились в выходные дни и не стали ложиться в больницу, а лечились у участкового врача. Наша организация сейчас разбирается в этой ситуации». По предварительным данным, питерский универсам нарушил условия хранения куриного филе, у которого был большой срок годности – два года. «На упаковке стояла дата изготовления – 23.10.2006, – отмечает г-н Шелищ. – Где это мясо побывало за полтора года – никто не знает».

Супермаркеты больше не «супер»

По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в сетевых супермаркетах сейчас отоваривается каждый пятый россиянин. К 2012 году, считают эксперты, доля сетевых магазинов может возрасти до 40%. Большинство наших сограждан уходят с рынков в супермаркеты в надежде получить более качественный продукт. На самом деле, других в сетевых торговых точках и быть не должно. Большинство супермаркетов устанавливает высокие наценки. Но, несмотря на это, магазины не спешат выкидывать испорченные продукты, которые наводняют их полки. За первые месяцы этого года столичный Департамент потребительского рынка и услуг проверил более 50 продуктовых магазинов, в том числе и сетевых супермаркетов. «Нарушения были практически везде, – заявил «НИ» начальник Управления оперативного контроля предприятий потребительского рынка и услуг Анатолий Воликов. – Одно из самых распространенных – реализация товаров с истекшим сроком годности».

В гипермаркете на Ярославском шоссе продавалось около 740 килограммов просроченной рыбы. Во время недавней проверки в этом магазине была приостановлена реализация почти двух тонн некачественных товаров, находящихся в обороте.

Некачественные продукты – это не только столичная проблема. Так, в Краснодаре в гипермаркете «Ашан», который только недавно появился в городе и обещал показать жителям кубанской столицы настоящий европейский класс торговли, произошел неприятнейший случай, передает спецкор «НИ» в регионе Сергей ПЕРОВ. Проверка Россельхознадзора выявила в гипермаркете 300 килограммов красной икры «второй свежести» безо всяких документов, а также несколько тонн рыбы, морепродуктов и мяса с неустановленными сроками годности, без маркировки и без ветеринарных сопроводительных документов. Хранилось все это «богатство» без соблюдения температурного режима.

Как сообщает корреспондент «НИ» в Ульяновске Михаил БЕЛЫЙ, жители этого города тоже не доверяют крупным магазинам. Михаил Семенов, например, недавно обнаружил, что в одном из супермаркетов в центральной части города перебивают сроки годности товаров. «Купил питьевой йогурт, на нем была наклейка с отпечатанным сроком годности. Отклеив ее, увидел, что под ней – совсем другая дата, – возмущается житель города в разговоре с репортером «НИ». – Получалось, что мой йогурт уже просрочен». Такие продукты то и дело встречаются в ульяновских магазинах. При этом продавцы прибегают к различным уловкам, чтобы быстрее реализовать их. Выставляют, к примеру, в один ряд с пакетами свежей сметаны просроченную. Расчет делается на тех покупателей, которые не смотрят на дату изготовления.

Не могу молчать

Другими способами одурачивания покупателей поделилась с «НИ» менеджер зала одного из челябинских супермаркетов Ольга Александрова. «Мы давали подписку о нераспространении сведений о нашем магазине, но молчать о том, что происходит, я не могу, – заявила женщина. – Внешне все продукты выглядят привлекательно, но каким способом это достигается?! В мясном отделе сосиски и сардельки моют, чтобы убрать с кожуры жирный налет, а застарелую вареную колбасу протирают специальной жидкостью, чтобы она выглядела розовой. Просроченную сырую курицу обжаривают в гриле и продают еще дороже. Заплесневелые овощи моют и сушат, с капусты снимают пожухшие листья, а испорченные ягоды раскладывают по корзиночкам, сверху прикрывая свежими и заворачивая в пленку». Не лучше обстоят дела и в молочном отделе – сыр каждый день заворачивают в новый целлофановый пакет, на котором указывается новый срок годности. Товары снимаются с продажи, только если ничего нельзя сделать с датой. «Их сначала предлагают купить сотрудникам магазина по закупочным ценам, – продолжает Ольга Александрова. – Например, несвежий хлеб, который пекут в самом магазине и который стоит 20 рублей, мы можем купить за шесть-семь. Недорого будут стоить и шикарные, но чуть подсохшие торты. Но бывает и так, что мы дома разворачиваем покупки, а от них так и несет гнильцой. То есть если покупатель приобретет товар на час раньше, чем мы его снимем с полок, он рискует своим желудком. Все, что мы не купили, выбрасывается в помойные контейнеры, которые стоят около магазина. Об этом известно местным бомжам, которые днем и ночью крутятся у входа в торговый центр».

Специалисты отмечают, что нынешнее законодательство позволяет супермаркетам беспечно относиться к вопросам качества продукции и не бояться проверок.

Подробнее читайте в материале Новых Известий

***