Власть, интриги и конь: премьера мюзикла о Екатерине Великой
Историю Екатерины Великой, изобилующую половыми связями и пропитанную идеями Просвещения, превратили в мюзикл. Премьера состоялась в Екатеринбурге, а затем, в более откровенной версии с обнаженной натурой, спектакль будет показан в Лондоне.
Photograph: Vladimir Pustovalov/Reuters
В форме мюзикла рассказывается о жизни — в том числе личной – этой легендарной деспотичной правительницы. Композитор мюзикла планирует его постановку на Вест-Энде — в версии, где будет больше обнаженных тел.
Чего только нет в этом сюжете: секс, убийство, интриги и даже конь. История состоит в следующем: принцесса из незначительного германского княжества выходит замуж за наследника российского престола, расправляется с ним и провозглашает себя императрицей. Она становится правительницей России, пользующейся максимальным могуществом, и основывает империю. При этом у нее куча любовников.
И вот теперь историю Екатерины Великой, изобилующую половыми связями и пропитанную идеями Просвещения, впервые превратили в мюзикл, где все персонажи поют и танцуют. Премьера спектакля, где рок-композиции и оперные арии соседствуют с русской духовной музыкой – состоялась вчера вечером в российском городе Екатеринбурге, а затем композитор мюзикла Сергей Дрезнин сказал, что охотно повезет постановку в Лондон в рамках масштабных европейских гастролей.
«Для Вест-Энда спектакль подойдет идеально, – сказал он в интервью Guardian. – В Великобритании понимают, что такое монархи и женщины у власти. Если у власти и были другие великие королевы, то именно королевы Великобритании. Не сомневаюсь, эта история найдет сильный отклик у британской публики».
Дрезнин назвал идею привезти спектакль в Лондон весьма своевременной: «Российское завоевание Лондона сейчас в самом расцвете. Мюзикл принесет русскую роскошь, которая отвечает нынешним тенденциям».
В спектакле рассказывается, как Екатерина в возрасте 15 лет приехала в 1745 году в Россию, выучила русский язык в качестве жены будущего царя, а затем основала собственную деспотичную династию. Умерла она на 34-м году правления в качестве императрицы, когда садилась на коня (так в оригинале. – Прим. ред.).
Учитывая особенности восприятия российской аудитории, актеры не раздеваются догола. Правда, Дрезнин сказал, что готов включить в постановки за пределами России больше сцен с обнаженной натурой. Тем не менее в нынешней версии спектакля предостаточно аллюзий на любвеобильность Екатерины, в том числе симпатичная сцена в бане, где молодой великий князь развлекается с целым сонмом дам-аристократок.
«История Екатерины в молодости – это история романтической любви, а фигура Екатерины в зрелости трактуется с юмором, – сказал Дрезнин в интервью Reuters перед спектаклем. – Но мы говорим о сексе. Интимная жизнь оставлена в подтексте, но для российского зрителя этого достаточно».
Дрезнин сравнивает свою работу с другим знаменитым историческим мюзиклом – «Отверженными». Но он отмечает, что тема его спектакля серьезна. Рассматривается российский политический архиконсерватизм и предполагаемая потребность страны в сильном правителе – упрямая историческая тенденция, которую в новейшее время можно наблюдать на примере Владимира Путина.
«В либретто все говорит о том, что Россия не меняется. Ставится вопрос: «Какова плата за власть?» Как кроткая германская принцесса превратилась в деспотичную правительницу?» – отмечает Дрезнин.
В мюзикле использован оркестр из 45 инструментов, а также звучат завывания электрогитары, арии, интерлюдии для хора и песни в стиле регтайм. Несколько номеров отличаются большой пошлостью, но, как минимум, под одну песню хочется отстукивать ритм ногой.
В свою бытность императрицей Екатериной II женщина, которую при рождении нарекли Софья-Августа-Фредерика, была видной покровительницей искусств и весьма культурной сторонницей идей Просвещения: так, она переписывалась с Вольтером. Но в то же самое время она была авторитарной правительницей. Она жестоко обращалась со своим сыном Павлом. Провела несколько войн, значительно расширив границы Российской империи, и разгромила Оттоманскую империю.
«Мы хотели показать, что делает с человеком власть и как много любви и власти требуется женщине», – пояснил Дрезнин.
Исполнительница главной роли, 23-летняя Мария Виненкова, играющая Екатерину в молодости, сказала вчера: «Это настоящая женщина, у которой была абсолютная власть. Некоторые из моих знакомых относятся к ней крайне скептически, но я считаю, что она жила в трудное время».
В соседней гримерке готовилась к своему выходу актриса, играющая Екатерину в зрелости, – Нина Шамбер. Тема этой части спектакля – связи императрицы с фаворитами-аристократами. Екатерина до конца своей бурной жизни питала симпатию к молодым мужчинам: ее последний любовник был моложе нее на 40 лет.
«Думаю, это будет фантастический, исторический музыкальный спектакль, – сказала Шамбер. – Мы хотим, чтобы он имел большой успех не только в России, но и во всем мире».
Предыстория
О яркой жизни и самодержавном правлении Екатерины Великой складывают легенды. Екатерина, которую при рождении нарекли Софьей-Августой-Фредерикой, родилась в аристократической семье на востоке Германии. В 1745 году она стала женой наследника российского престола – великого князя Петра. К 1762 году, когда Петр взошел на престол, у нее уже была череда любовников. Когда супруг отлучился из Санкт-Петербурга, где находился императорский двор, Екатерина свергла его. Вскоре Петра убили. Екатерина принялась беспощадными средствами консолидировать свою власть и расширять границы Российской империи путем нескольких войн с Турцией. Она покровительствовала искусствам, отстаивала идеи Просвещения и переписывалась с некоторыми из лучших умов Европы. Ее беспощадное 34-летнее правление оборвал апоплексический удар в момент, когда она садилась на коня.
***