Рецессия означает меньше таблоидной болтовни и больше вдумчивого интеллектуального кино, утверждает наш корреспондент на набережной Круазетт.

У Каннского кинофестиваля есть своя неуловимая магия старомодных скачек с препятствиями. Фавориты всегда выделяются с самого первого препятствия, и кажется, что гонка никогда не кончится. Соревнованию за самый большой после Оскара приз в области кинематографа сейчас 61 год, и для независимых режиссеров вознаграждение огромно. «Золотая пальмовая ветвь» вольна представлять средства на сумму 5 млн фунтов стерлингов тем интеллектуальным проектам, которые становится все сложнее финансировать.

В этом году в официальном соревновании участвуют 22 фильма и примерно 35 тысяч жадных до новостей журналистов с отчаянным желанием подсказать Клинту, где он просчитался. Я не знаю, почему у «Золотой пальмовой ветви» железная хватка. Прошлогодняя шестидесятая годовщина Каннского кинофестиваля была ошеломительной демонстрацией влиятельных знаменитостей, но показанные на ней фильмы принесли только разочарование. Звезды таблоидов блистали на фоне красного ковра, но фильмы на экране казались безжизненными.

Жиль Жакоб и Тьерри Фремо – Владимир Путин и Дмитрий Медведев каннской монополии – решительным образом пересмотрели свое пристрастие к мишуре. Два олигарха проявили мудрость, вновь установив интеллектуальный ценз на фестивале. Они вспомнили проверенных фаворитов: таких режиссеров, как немецкий маэстро Вим Вендерс, постоянные каннские чемпионы Жан-Пьер и Люк Дарденны и созвездие высокомерных американских вольнодумцев, включая Стивена Содерберга, Джеймса Грея и Клинта Иствуда.

В меню было добавлено больше остроты. Фильм Цзя Чжанке 24 City – о поразительных изменениях в многоэтажных жилых домах в Чэнду в Китае, как ни печально, вышел как раз вовремя – после катастрофического землетрясения в понедельник. Фильм Иствуда «Подмененное дитя» (Changeling) об исчезновении девятилетнего ребенка, с участием Анжелины Джоли в роли обезумевшей от горя матери, созвучен мрачнейшей газетной истории последних 12 месяцев. А 4 часа 28 минут биографического фильма Соденберга «Партизан» (Guerrilla), в котором Бенисио Дель Торо играет легендарного революционера Че Гевару, может послужить тестом на выносливость, призванным взволновать и ужаснуть критиков.

Это гораздо больше, чем просто возвращение к традиционным ценностям. Это серьезный пересмотр ценностей. Рецессия запустила свои холодные пальцы в бюджеты Голливуда. Городских игроков, которые раньше постоянно маячили на своих взятых напрокат по сумасшедшей цене шхунах в гавани Канн, как ветром сдуло. Почтенные старики, такие как Дерек Малкольм, полагают, что рецессия может подтолкнуть независимое кино в новый ледниковый период.

Опасения очень реальны. Деньги на Уолл-стрит исчезают, и покупатели интеллектуального кино гораздо более разборчивы. Кредитный кризис ставит занятные вопросы. В производственной сфере кинопромышленности еще есть значительные «остаточные» средства, но расчетливые дистрибьюторы думают, что они исчезнут через несколько месяцев.

Как это коснется Канн – тайна за семью печатями. Но возможно, этот процесс затронет Канны очень глубоко. Рынок вырос на 40% с 2003 года и на 8% с прошлого года. Если агенты, дистрибьюторы и покупатели почувствуют, что они не могут больше заполучить экзотических игроков, Канны проиграют.

Непревзойденная способность фестиваля привлекать самых невероятных артхаусных героев вызывает максимальное уважение. «Индиана Джонс» – это просто безделица. Майк Тайсон приезжает объяснить, как ему удалось убедить Джеймса Тобака сделать документальный фильм с его именем в названии для программы «Особый взгляд» (Un Certain Regard). Мадонна будет в Каннах с миссией Американского фонда исследования СПИДа и как автор документального фильма Натана Риссмана «Я есть, потому что есть мы» («I Am Because We Are») – о детях, оставшихся без родителей из-за СПИДа.

Однако изюминкой фестиваля станет приезд Диего Марадоны, ожидаемый с большим нетерпением. Режиссер Эмир Кустурица снял документальный фильм о жизни футболиста (названный довольно скромно – «Марадона Кустурицы» («Maradona by Kusturica»)). Хорошо подготовленный инсайдер был настроен философски по поводу приезда Марадоны в Канны. Он глубоко затянулся своей сигаретой, смерил меня усталым взглядом и порекомендовал мне посетить букмекера, чтобы определить шансы.

У Каннского кинофестиваля есть своя неуловимая магия старомодных скачек с препятствиями. Фавориты всегда выделяются с самого первого препятствия, и кажется, что гонка никогда не кончится. Соревнованию за самый большой после Оскара приз в области кинематографа сейчас 61 год, и для независимых режиссеров вознаграждение огромно. «Золотая пальмовая ветвь» вольна представлять средства на сумму 5 млн фунтов стерлингов тем интеллектуальным проектам, которые становится все сложнее финансировать.

В этом году в официальном соревновании участвуют 22 фильма и примерно 35 тысяч жадных до новостей журналистов с отчаянным желанием подсказать Клинту, где он просчитался. Я не знаю, почему у «Золотой пальмовой ветви» железная хватка. Прошлогодняя шестидесятая годовщина Каннского кинофестиваля была ошеломительной демонстрацией влиятельных знаменитостей, но показанные на ней фильмы принесли только разочарование. Звезды таблоидов блистали на фоне красного ковра, но фильмы на экране казались безжизненными.

Жиль Жакоб и Тьерри Фремо – Владимир Путин и Дмитрий Медведев каннской монополии – решительным образом пересмотрели свое пристрастие к мишуре. Два олигарха проявили мудрость, вновь установив интеллектуальный ценз на фестивале. Они вспомнили проверенных фаворитов: таких режиссеров, как немецкий маэстро Вим Вендерс, постоянные каннские чемпионы Жан-Пьер и Люк Дарденны и созвездие высокомерных американских вольнодумцев, включая Стивена Содерберга, Джеймса Грея и Клинта Иствуда.

В меню было добавлено больше остроты. Фильм Цзя Чжанке 24 City – о поразительных изменениях в многоэтажных жилых домах в Чэнду в Китае, как ни печально, вышел как раз вовремя – после катастрофического землетрясения в понедельник. Фильм Иствуда «Подмененное дитя» (Changeling) об исчезновении девятилетнего ребенка, с участием Анжелины Джоли в роли обезумевшей от горя матери, созвучен мрачнейшей газетной истории последних 12 месяцев. А 4 часа 28 минут биографического фильма Соденберга «Партизан» (Guerrilla), в котором Бенисио Дель Торо играет легендарного революционера Че Гевару, может послужить тестом на выносливость, призванным взволновать и ужаснуть критиков.

Это гораздо больше, чем просто возвращение к традиционным ценностям. Это серьезный пересмотр ценностей. Рецессия запустила свои холодные пальцы в бюджеты Голливуда. Городских игроков, которые раньше постоянно маячили на своих взятых напрокат по сумасшедшей цене шхунах в гавани Канн, как ветром сдуло. Почтенные старики, такие как Дерек Малкольм, полагают, что рецессия может подтолкнуть независимое кино в новый ледниковый период.

Опасения очень реальны. Деньги на Уолл-стрит исчезают, и покупатели интеллектуального кино гораздо более разборчивы. Кредитный кризис ставит занятные вопросы. В производственной сфере кинопромышленности еще есть значительные «остаточные» средства, но расчетливые дистрибьюторы думают, что они исчезнут через несколько месяцев.

Как это коснется Канн – тайна за семью печатями. Но возможно, этот процесс затронет Канны очень глубоко. Рынок вырос на 40% с 2003 года и на 8% с прошлого года. Если агенты, дистрибьюторы и покупатели почувствуют, что они не могут больше заполучить экзотических игроков, Канны проиграют.

Непревзойденная способность фестиваля привлекать самых невероятных артхаусных героев вызывает максимальное уважение. «Индиана Джонс» – это просто безделица. Майк Тайсон приезжает объяснить, как ему удалось убедить Джеймса Тобака сделать документальный фильм с его именем в названии для программы «Особый взгляд» (Un Certain Regard). Мадонна будет в Каннах с миссией Американского фонда исследования СПИДа и как автор документального фильма Натана Риссмана «Я есть, потому что есть мы» («I Am Because We Are») – о детях, оставшихся без родителей из-за СПИДа.

Однако изюминкой фестиваля станет приезд Диего Марадоны, ожидаемый с большим нетерпением. Режиссер Эмир Кустурица снял документальный фильм о жизни футболиста (названный довольно скромно – «Марадона Кустурицы» («Maradona by Kusturica»)). Хорошо подготовленный инсайдер был настроен философски по поводу приезда Марадоны в Канны. Он глубоко затянулся своей сигаретой, смерил меня усталым взглядом и порекомендовал мне посетить букмекера, чтобы определить шансы.

Джеймс Кристофер

InoPressa

***