Взрыв этой сверхновой в нашей родной Галактике люди могли бы увидеть менее 140 лет назад, возможно, даже немногим более 100. Такова оценка авторов открытия из университетов Северной Каролины (North Carolina State University) и Кембриджа (University of Cambridge).

До нынешнего открытия «самой недавно взорвавшейся» звездой была Кассиопея A (Cassiopeia A), погибшая 330 лет назад. Об её аккуратном взрыве мы рассказывали.

В обоих случаях речь идёт о времени по часам земного наблюдателя. Чтобы узнать, когда эти сверхновые вспыхнули в реальности, нужно прибавить к этим числам расстояние до данных объектов. Это 11 тысяч световых лет для Кассиопея A и целых 25 тысяч лет для сверхновой-новобранца (округлённо).

Кстати, из-за наличия большого количества межзвёздных облаков пыли и газа между вновь открытой сверхновой и Землёй 140 лет назад астрономы с телескопами того времени никак не могли бы увидеть вспышку, не говоря уже о наблюдении невооружённым глазом.

«Если бы не было затемняющих облаков, люди увидели бы внезапно появившуюся звёздочку в созвездии Стрельца примерно в 1870-1900 годах», — пояснил ведущий автор исследования Стивен Рейнольдс (Stephen Reynolds) из университета Северной Каролины.

В чём же важность открытия? Ещё в 1950-х астрономы выяснили, что сверхновые в нашей галактике должны взрываться по две-три штуки каждые сто лет. Это означает, что на небе теоретически можно увидеть 60 останков сверхновых моложе 2 тысяч лет.

Но таких объектов пока было обнаружено только десять. Нынешняя находка (названная G1.9+0.3) стала настоящим подарком астрономам, увенчавшим полувековой поиск (останки звезды Cassiopeia A в оптическом диапазоне увидели в 1950 году, а радиоизлучение от них поймали тремя годами ранее).

Собственно объект G1.9+0.3 был открыт не сейчас, но только теперь астрономы провели исследование в рентгеновском и радиодиапазоне и сравнили изображения разлетающегося во все стороны облака, оставшегося на месте этой звезды.

Снимки были получены в 1985 и 2007 годах. Так удалось установить скорость разлёта останков и вычислить дату взрыва.

Как уже сказано, дата получилась самой близкой к нам из всех известных. Но также надо добавить, что и скорость расширения останков оказалась рекордной и просто беспрецедентной – более 15 тысяч километров в секунду!

Об этом сообщает Мембрана