Поздним вечером накануне открытия фестиваля Канны, казалось, просто вымерли, но уже на следующее утро здесь творилось настоящее вавилонское столпотворение. По красной дорожке прошествовали Джулианна Мур, Марк Руффало, Дэнни Гловер и Гаэл Гарсия Берналь. На «подиуме» каннской лестницы появились наряды от всех знаменитых кутюрье. Иногда в них узнавались весьма важные персоны.

Для первого каннского дня была характерной такая картина. Вначале на большом экране появились бежевые рукава. Огромные, как крылья. Потом обнаружилась огромная дыра в середине платья (трудно назвать декольте то, что ниже места обычного декольте). И лишь потом камера перешла на лицо, которое оказалось лицом Фэй Данауэй. Так официальные фестивальные фотографы представили знаменитую американскую актрису.

Тим Рот с плохо промытыми волосами (на самом деле здесь, наверное, долго трудился эксклюзивный стилист) промчался по лестнице как вихрь с маленькой Хеленой Бонам-Картер. Поднялись по лестнице Орнелла Мути, Дастин Хоффман, жюри во главе с Шоном Пенном, который до этого на пресс-конференции сказал, что «судить будет строго, но справедливо…».

Словом, Каннский кинофестиваль многое себе может позволить, в том числе и необычное начало. Картиной открытия стала не американская и не французская зрелищная лента, что было бы вполне ожидаемо. Фильм открытия – «Слепота» по книге Жозе Сарамаго сделан бразильским режиссером Фернандо Мейрельесом (известность ему принесла картина «Город бога»). А первым «рядовым» фильмом конкурса стала анимационная израильская картина Арии Фольмана «Вальс с Баширом».

Но дело не только в географии, дело в содержании. Нужно обладать достаточной смелостью и уверенностью, чтобы открыть фестиваль на столь депрессивной ноте. «Слепота» – картина сильная, драматичная, метафорическая, философская, с политическим контекстом. Внезапная эпидемия слепоты охватила современный мегаполис. Зрячей осталась лишь жена (Джулианна Мур) доктора (Марк Руффало), пытавшегося лечить первых заболевших. Больные помещены в огромный изолятор, который охраняется, как тюрьма. Шаг в сторону – тебя убивают. «Слепота», естественно, метафора слепоты, которая охватила сегодня весь мир. Куда идти? Как двигаться? Кто ведомый и кто ведущий?

Фильм начинается с сумасшедшего трафика, в который попадают люди, – проблема, которая нам, так же, как и всему миру, теперь хорошо известна. Дорожная пробка – это тупик, в котором оказалась цивилизация. В фильме слепые группками тянутся за единственной зрячей, у которой нет ответа ни на один вопрос.

Следом за слепыми по каннскому экрану проскакали двадцать шесть разъяренных анимационных псов из мультфильма «Вальс с Баширом». Причем псов настолько выразительных и жутких, что от них захотелось куда-то убежать (совсем как во времена люмьеровского поезда, вызвавшего панику в зрительном зале). Псы мчались прямо на зрителей, разевая страшные пасти и рыча, чтобы отомстить за своих братьев – разорвать в клочья бывшего солдата израильской армии, который не мог стрелять в людей, а потому его отправили расстрелять их охранников – псов. Их было ровно 26. С тех пор мрачные видения, которые связаны с реальными ужасами войны, навещают по ночам бывшего солдата.

Подробнее читайте в материале Новые Известия.

***