Сегодня утром руководящему составу Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), как ожидается, будет представлен новый директор. Как вчера было объявлено, своим указом президент Дмитрий Медведев назначил на этот пост 58-летнего Виктора Петровича Иванова.

При Владимире Путине он занимал должность помощника президента и в его администрации являлся фактически главным «кадровиком» страны, курировавшим вопросы расстановки кадров и назначений во всех органах федеральной власти. Слухи о его влиянии и возможностях почти всегда сопровождали публикации, посвященные расстановке сил в кремлевских кабинетах. А недавно вызванная в качестве свидетеля в суд первый зампред Верховного арбитражного суда РФ Елена Валявина сенсационно заявила о давлении, которое оказывал на нее подчиненный г-на Иванова Валерий Боев. Как и бывшего заместителя главы президентской администрации Игоря Сечина, бывшего главу ФСБ Николая Патрушева и бывшего министра юстиции Владимира Устинова, Виктора Иванова относили к важнейшим фигурам в числе так называемых «кремлевских силовиков». При формировании нового правительства и новой кремлевской администрации все они утратили свои должности, получив новые назначения. В том числе и Виктор Иванов переведен теперь на другой участок работы, которую не назовешь простой и легкой.

В кресле директора ФСКН г-н Иванов сменил Виктора Черкесова, который в первый же день формирования нового кабинета министров получил новое назначение, возглавив Федеральное агентство по поставкам вооружений, военной, специальной техники (Рособоронпоставка).

Слухи о предстоящей серьезной перетряске «антинаркотического» ведомства среди сотрудников ФСКН поползли сразу же после известия об уходе г-на Черкесова. Ведь эта структура появилась в 2003 году по инициативе самого Виктора Черкесова и, соответственно, во всех смыслах — политическом, структурном и кадровом — «под него». Таким образом, почти весь руководящий состав ФСКН составлял «команду» г-на Черкесова, и ее члены могли рассчитывать сохранить свои места лишь в том случае, если бы новым директором стал кто-то из них. Но этого не случилось.

Слухи еще более усилились после того, как на вакантное место сразу же никто не был назначен. Хотя в ФСБ, например, ушедшего в Совбез Николая Патрушева, по указу президента, в тот же день сменил кадровый контрразведчик Александр Бортников. Некоторые наблюдатели не исключали, что в такой ситуации может пойти речь вообще о расформировании службы или ее переподчинении другим правоохранительным структурам (например, МВД, которое ранее и отвечало за борьбу с наркотиками). Создана служба была всего пять лет назад, причем на кадровой и материальной базе другого расформированного ведомства — налоговой полиции. А врагов ФСКН за короткий срок успела нажить достаточно, причем не только в других «силовых» и гражданских госорганах, но и среди правозащитников.

Уже в первой год своей работы наркоконтроль оказался в центре скандала из-за попыток уголовного преследования ветеринаров, которых обвиняли в торговле наркотиками (под этим наркополицейские понимали уколы анестетиков кошкам и собакам). Потом ФСКН попадал под огонь критики из-за попыток «разоблачения» врачей (хирургов, гинекологов), представителей химической промышленности. А осенью прошлого года сам Виктор Черкесов объявил в СМИ о начале «войны спецслужб». Поводом для нее стал арест сотрудниками ФСБ и Следственного комитета при прокуратуре (СКП) генерала ФСКН Александра Бульбова и еще нескольких сотрудников ведомства, которых обвинили в организации незаконного прослушивания частных телефонных переговоров. Руководство ФСКН открыто заявило, что арест генерала Бульбова — это месть со стороны чинов ФСБ за то, что по материалам наркополицейских ранее был уволен ряд ответственных чекистов.

Помимо этого, особыми успехами на отведенном ей участке правоохранительной работы — непосредственно борьбы с наркотиками — служба похвастаться не могла. Она рапортовала, что число разоблаченных наркодельцов в стране растет, а число наркоманов уменьшается. Однако ее оппоненты указывали, что наркополицейские слишком вольно обращались со статистикой, пользуясь тем, что наркотики — тема достаточно специфическая. А уже недавно, по неофициальной информации, Контрольное управление президента провело проверку ФСКН и, насколько известно, оценило его работу довольно жестко.

На таком фоне даже назначение нового главы ведомства не сняло вопросов относительно будущего ФСКН. Некоторые наблюдатели не исключают, что г-н Иванов может сыграть для наркополицейских ту же роль, которую в свое время для налоговых полицейских сыграл Михаил Фрадков — вскоре после назначения это ведомство было расформировано. Впрочем, даже если ФСКН сохранится в том же виде, его сотрудников, скорее всего, ждут неспокойные времена. Виктор Иванов считался членом команды «кремлевских силовиков», которая, как полагали, и стояла за оппонентами г-на Черкесова в «войне спецслужб». Соответственно, с большой долей вероятности в ФСКН можно ждать серьезной кадровой чистки.

Что касается самого Виктора Иванова, то, хотя это назначение формально и не считается понижением, однако его возможности вряд ли будут сопоставимы с теми, которыми он обладал, работая в Кремле. Он будет отвечать за куда более скромный и специализированный, хотя, несомненно, и важный участок государственной работы.

Время новостей

***