Прошедшие торги на Sotheby»s поставили сразу несколько рекордов, принеся аукционному дому более 362 млн долларов. Ценовой максимум арт-рынка года здесь установил «Триптих 1976» Фрэнсиса Бэкона. А накануне рекорд самой большой суммы, заплаченной когда бы то ни было за произведение живущего автора, поставила на Christie»s «Спящая инспекторша пособий» Люсьена Фрейда. Российские эксперты знают, чем объяснить эту череду максимумов.

Торги работами послевоенных и современных художников на Sotheby»s в Нью-Йорке, на которые было выставлено 85 лотов (83 из них были реализованы), поставили сразу несколько рекордов.

«Триптих 1976» Фрэнсиса Бэкона накануне был продан за 86 млн 281 тыс. долларов. Сумма, озвученная вице-президентом торгового дома Тобиасом Мейером, стала ценовым рекордом не только на работы одного из самых дорогих художников, но и для всего арт-рынка года. Уточним, что предварительно триптих был оценен в 70 млн долларов.

А самой дорогой работой ХХ века до сих пор остается «Мальчик с трубкой» Пабло Пикассо, проданный за 104 млн долларов.

Триптих, датированный 1976 годом, в основу которого лег древнегреческий мифологический сюжет о преследовании Ореста фуриями, имеет депрессивно-философский характер, отмечают искусствоведы, поскольку в роли Ореста художник запечатлел самого себя и собственные терзания. «Ничто не может быть ужаснее, чем сама жизнь», – говорил гений современного искусства, нетрадиционная ориентация которого доставила ему много сложностей.

В пять раз против предварительной оценки на аукционе возросла в цене работа самого дорогого из живых классиков поп-арта американца Джеффа Кунса «Обнаженные», составив 9,1 млн долларов вместо ожидаемых 1,5–2 млн. Фарфоровая группа из серии «Банальность» изображает херувимоподобную парочку и, по замыслу художника, высмеивает ханжескую пуританскую мораль высшего класса.

Скульптурная группа влюбленной парочки в утрированном стиле рококо приобретает особенно комический эффект в исполнении художника, известного также в качестве бывшего мужа итальянской порнозвезды Чиччолины, пишет РИА «Новости».

Еще одну своеобразную «премию за юмор» вручили коллекционеры Такеши Мураками за его «Одинокого ковбоя», еще более обнаженного, чем «Обнаженные» Кунса, и с еще большим акцентом пародии, чем эротики. Ковбоя удалось продать за 15,2 млн долларов при предпродажной оценке в 3–4 млн.

Большой интерес на аукционе вызвало творение Роберта Раушенберга «Овердрайв», по трагическому совпадению проданное через день после кончины 82-летнего законодателя направления поп-арт, фундаментальной фигуры американского искусства, сообщает канал «Вести». «Овердрайв» – это коллаж плоских изображений дорожных знаков, птиц и статуи Свободы на Либерти-айленд (Нью-Йорк). Однако даже в память о художнике цена продажи полотна не смогла подняться выше оценочной: она составила 14,6 млн долларов вместо предполагаемых 15 миллионов.

Единственный российский художник, на этот раз представленный на Sotheby»s, Эрик Булатов «заработал» 713 тыс. долларов. Его картина «Нью-Йорк», выполненная в характерной для художника манере синтеза графики букв на фоне небесного пространства, по стилистике напоминает известную работу «Слава КПСС», проданную на аукционе Phillips de Pury&Co за 2 млн долларов, напоминает РИА «Новости». Но «Нью-Йорк», в отличие от «КПСС», словно красной решеткой закрывшей небосвод, дышит пространством и светом.

А за день до этого рекорд поставила картина внука известного психоаналитика, Люсьена Фрейда, «Спящая инспекторша пособий». Полотно, на которой изображена обнаженная женщина, было продано аукционным домом Christie»s за 33,6 млн долларов. Эта самая большая сумма, заплаченная когда бы то ни было в мировой истории за произведение живущего автора. Предыдущий рекорд – 23,6 млн долларов – принадлежал полуторатонному «Висящему сердцу» концептуалиста Джеффа Кунса, того самого, который накануне поставил очередной рекорд на Sotheby»s.

Об этом пишет Деловая газета «Взгляд»

***