Каннский кинофестиваль открыл фильм «Слепота»
61-й Международный Каннский кинофестиваль открылся во Франции пессимистической и тревожной картиной-притчей «Слепота» бразильского режиссера Фернанду Мейреллиша. Фильм повествует о крахе современного западного общества.
Церемонию начала работы самого престижного в мире кинофорума провела известная американская актриса Джулианна Мур. На открытии, прошедшем в знаменитом каннском кинодворце на средиземноморской набережной Круазетт, присутствовали многие известные деятели мирового кино, кинокритики, изысканная публика.
Фестиваль состоит из четырех официальных конкурсных программ, в рамках которых будут показаны 54 картины, представляющие 31 страну, в том числе Россию.
Наиболее престижным является главный конкурс. В нынешнем году он состоит из 22 полнометражных фильмов. Все показы завершатся 24 мая. А на следующий день будут объявлены победители нынешнего фестиваля и пройдет церемония вручения призов, высшим из которых является «Золотая пальмовая ветвь».
Право получить его имеет лишь картина, включенная в главный конкурс. В нынешнем году ни одна лента из России и из бывших советских республик не вошла в этот конкурсный раздел.
Россия широко представлена в ретроспективной программе фестиваля. Будет показан фильм «Анна Каренина» Александра Зархи. В 1968 году он был включен в конкурсную программу, однако показан не был. В тот год фестиваль отменили в связи со студенческими волнениями в Париже. Юбилейным показом картины «Летят журавли» Михаила Калатозова нынешний Каннский фестиваль отметит 50-летие присуждения этому выдающемуся фильму «Золотой пальмовой ветви».
Впервые будет открыт российский павильон в знаменитой Международной кинодеревне фестиваля, в рамках которого пройдет празднование 100-летия российского кинематографа.
Первый же фильм фестиваля, показанный на его открытии, задал исключительно высокий уровень всему нынешнему кинофоруму. Снятая в жанре философского триллера, картина «Слепота» повествует о крахе современного западного общества, которое потеряло способность видеть страдания человека. Как считают специалисты, нынешний Каннский кинофорум является исключительно открытым. При этом он способен стать как новым словом в мировом кинематографе, так и серьезной неудачей. Так, наряду с режиссерами, имеющими мировое имя, — Клинтом Иствудом, Вимом Вендерсом, братьями Дарденн — в главном конкурсе фигурируют и практически полностью неизвестные мировой публике режиссеры, такие как венгр Корнел Мундруцо и израильский мастер Ари Фольман.
В Канне не скрывают, что организаторы фестиваля столкнулись в этом году с большими сложностями в подборе фильмов. Поэтому программа кинофорума была сформирована в последнюю минуту, а затем была дополнена уже после оглашения основного конкурсного списка.
Как заявил президент Каннского фестиваля Жиль Жакоб, во многом это вызвано обострившейся конкуренцией между ведущими мировыми кинофорумами, которые пытаются заполучить лучшие из выходящих в мире картин.
В ходе занявшей год подготовки программы фестиваля его отборочная комиссия просмотрела 4025 фильмов самых разных жанров и направлений из 96 стран мира. Пока мнения специалистов разделились, как именно интерпретировать сложности в формировании программы — являются ли они следствием нехватки новых художественно значительных фильмов или же их избытка. Ответить на этот вопрос может лишь сам нынешний фестиваль и распределение на нем высших наград.
Решающую роль в выборе фильма-победителя играет председатель жюри фестиваля. В нынешнем году им является известный американский актер Шон Пенн.
*