Личная яхта, самолет, футбольный клуб — это уже не те ориентиры, на которые должен равняться уважающий себя современный миллиардер типа Абрамовича. Вот собственный космический корабль для полетов на МКС — другое дело. На днях о возможной продаже целого корабля “Союз” в частные руки заявил не кто иной, как статс-секретарь, заместитель руководителя Федерального космического агентства Виталий Давыдов. “Если кто-нибудь изъявит такое желание, Роскосмос эту идею поддержит”, — отметил чиновник. “МК” решил разобраться, когда же миллиардеры смогут выкупать целые корабли и в каком вообще направлении будет развиваться в дальнейшем космический туризм.

Начнем с уточнения, которое сделал после своей громкой фразы г-н Давыдов. По его словам, положительное решение о передаче “Союза” в частные руки будет принято только в том случае, если этот коммерческий проект не повредит основной программе МКС. Ведь, как уже писал “МК”, после 2009 года любой турист может напакостить профессиональным космонавтам. Каким образом? Да просто своим присутствием на корабле. В 4-местные “Союзы” будут под завязку впихиваться и наши, и американские профессионалы (последние — в связи со сворачиванием строительства своих шаттлов). А посади вместо одного космонавта туриста — тут же придется притормаживать какую-нибудь научную программу. В общем, пассажирам, путешествующим ради чистого любопытства, доступ в космос пообещали закрыть.

Нет места рядом с профессионалами, так, может, реально выкупить под туристические нужды целый “Союз” и летать на нем целыми компаниями? Пожалуйста — неожиданно ответили на это в Роскосмосе, отдельным рейсом мы вас отправим и даже предоставим квалифицированного сопровождающего. Он в целости и сохранности доставит путешественников на станцию, а потом поможет вернуться обратно. Только вот стоимость такого удовольствия будет запредельной — больше миллиарда рублей. Ведь изготовление одной только ракеты-носителя “Союз” стоит около 500 миллионов.

— Космический аппарат — это лишь верхняя часть айсберга, — поясняет пресс-секретарь Роскосмоса Александр Воробьев. — Приплюсуйте сюда еще запуск, страховку, оплату работы космонавтов-профессионалов и всего штата сотрудников на космодроме… Конечно, при особом желании и платежеспособности потенциальных туристов все это можно было бы организовать, но не сейчас, а лишь тогда, когда ракетостроение в нашей стране выйдет на новый уровень. Все-таки мы сейчас ощущаем нехватку не только мест на кораблях, но и самих кораблей. После 2009 года, когда на наши “Союзы” пересядут американцы, нам будет требоваться по 4 корабля в год. Реальные же мощности позволяют собирать только по два.

В астронавты за 3 минуты

Так что же теперь, совсем отказаться от голубой мечты о космосе? Конечно же, нет. Вместо “Союзов” туристов могут поднимать в ближний космос суборбитальные многоразовые космические аппараты (МКА) — это те, что могут долететь только до границы с “настоящим” космосом и тут же — обратно. Длительность подъема на эту высоту зависит от схемы запуска. Он может быть прямой — с поверхности земли при помощи ракетной ступени или же воздушный — с самолета-носителя или аэростата. В первом варианте подъем займет около 10 минут, а во втором может занять более часа, причем основное время уйдет на подъем самолета или аэростата на высоту запуска (10—20 км). В мире существуют уже как минимум 25 различных проектов таких МКА, пять-шесть из них имеют наиболее реальные шансы на претворение в жизнь.

У россиян другой космос

— Действительно, еще в 1962 году комитет ООН по использованию космоса в мирных целях призвал страны подписать соглашение об установлении границы космоса на высоте 100 км над уровнем моря, — поясняет доктор технических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой “Ракетно-космические композитные конструкции” МГТУ им. Н.Э.Баумана Сергей РЕЗНИК. — Все четыре малых аппарата туристического класса, представленные недавно отечественными специалистами, рассчитаны на подъем до высоты 100—130 км над Землей. Один из них разрабатывается преподавателями и студентами нашего университета. Это крылатый пилотируемый аппарат с шутливым названием “Одуванчик”. Окрестили мы его так за легкость. Он отличается от американского по количеству пассажирских мест — их на “Одуванчике” всего 4. Но есть и преимущества. К примеру, корабль способен совершать как суборбитальные полеты (в ближний космос), так и орбитальные. В зависимости от цели полета аппарат надо будет снабжать нужным разгонным блоком — в первом случае одноступенчатым, во втором — двухступенчатым. К тому же новому кораблю не понадобится космодром — он сможет взлетать с мобильной платформы, — откуда угодно. Приземляться “Одуванчик” сможет как при помощи парашюта в заданном районе, так и “по-самолетному” — на полосу аэродрома. Сейчас космический аппарат находится в стадии предварительного проектного исследования. В 2009 году мы планируем изготовить макеты нашего МКА, ну а к 2010-му начнем его испытания.

Подробнее читайте в материале Московскогго комсомольца

***