Самый главный кинофорум планеты, 61-й по счету, начнет свою работу сегодня на Лазурном берегу. В конкурсе 22 работы, сравнительно немного для Канна. «Год неурожайный», — оправдываются организаторы. Впрочем, как сказать.

Среди режиссеров признанные классики (Клинт Иствуд с «Оборотнем»), голливудские мастера (Стивен Содерберг с 4,5-часовым биопиком «Че» и Чарли Кауфман с «Синекдохой»), известные в крайне узких кругах европейские авторы (Корнель Мундручо с «Дельтой» и Нури Бильге Джейлан с «Тремя обезьянами») и каннские завсегдатаи (братья Дарденны с «Молчанием Лорны»). Непривычно полно представлена Латинская Америка: в конкурсе четыре картины из Бразилии и Аргентины, причем одна из них — мистический триллер «Слепота» бразильца Фернадо Мейрелеша («Город Бога») — и будет показана на открытии.

Внеконкурсных звездных премьер, как всегда, будет предостаточно. 18 мая, за три дня до выхода в мировой прокат, Стивен Спилберг, Джордж Лукас и Харрисон Форд представят публике «Индиану Джонса и Королевство хрустального черепа». И хотя опыт показывает, что каннский прием практически не влияет на сборы блокбастеров (провал «Кода Да Винчи» на открытии два года назад совершенно не помешал коммерческому успеху картины), присутствие нового «Индианы Джонса» в Канне выглядит вполне уместным. Ведь именно Канн начиная с 90-х годов сознательно проводит линию на синтез авторского и жанрового начал в современном кино. И еще одна внеконкурсная премьера, о которой невозможно не упомянуть: Вуди Ален покажет эротическую драму-комедию «Вики Кристина Барселона». В роли любовного треугольника Хавьера Бардем, Скарлет Йохансон и Пенелопа Крус.

Как уже писала наша газета, российское участие в Канне-2008 сводится к трем полнометражным картинам в параллельных программах, что очень неплохо. Наконец-то в Европе узнают, что у нас есть не только Сокуров со Звягинцевым, но и молодые режиссеры, работающие в совершенно иной манере. В «Неделе критики» Валерия Гай Германика представит тинейджерскую картину «Все умрут, а я останусь». В «Двухнедельнике режиссеров» покажут криминальную драму «Шультес» Бакура Бакурадзе. А документалист Сергей Дворцевой дебютирует в «Особом взгляде» с экзотическим «Тюльпаном» (фильм снимался в Казахстане).

Но этим российское присутствие на Круазетт не ограничивается. На территории Международной деревни впервые в каннской истории откроется российский павильон — в честь празднования столетия российского кинопроизводства и 50-летия присуждения «Золотой пальмовой ветви» фильму «Летят журавли». Звучит впечатляюще, выглядит куда скромнее. Международная деревня — это такая череда пластиковых палаток (наподобие тех, в которых продают шаурму на окраинных станциях метро), где можно получить базовую информацию о национальных кинематографиях и выпить дармовой бокал шампанского. Такие павильоны давным-давно есть практически у всех европейских стран, от Польши до Исландии. Теперь вот появился и у России.

А парадокс ситуации заключается в том, что люди, отправляющиеся в Канн рассказывать о будущем российского кино, даже в своем собственном будущем в эти дни не могут быть уверены. Недавний указ об упразднении Федерального агентства по культуре и кинематографии и передаче его полномочий Минкульту на практике означает, что государственные деньги, достаточно щедро выдаваемые на нужды нашего кино Михаилом Швыдким и Александром Голутвой, будут теперь под контролем нового министра культуры Александра Авдеева. Не уверен, что это лучший подарок к столетнему юбилею.

Время новостей

***