Спилберг и Лукас многим рискуют, выпуская четвертый фильм об Индиане Джонсе. Прошло 19 лет с тех пор, как Гаррисон Форд в последний раз надевал шляпу и брал в руки кнут. И разве бывает так, что главного героя в боевике играет 65-летний актер?

Он вот-вот появится – сначала состоится премьера в Каннах, а через несколько дней, 22 мая, картина одновременно выйдет на экраны мира. Тем не менее, фильм «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа» остается загадкой. Сначала его трейлер показали по телевидению, затем в кинотеатрах, однако до сих пор зрители увидели лишь несколько кадров. И никаких намеков о том, в чем заключается сюжет. Действие происходит в 1957 году, в роли плохих парней выступают русские, а традиционный объект всеобщих поисков – могущественный хрустальный череп. Это все, о чем сочли нужным оповестить поклонников режиссер Стивен Спилберг и продюсер Джордж Лукас.

Спилберг и Лукас многим рискуют, выпуская четвертый фильм об Индиане Джонсе. В наше время продолжения крупнобюджетных картин редко выходят более двух лет спустя после оригинала. А здесь прошло 19 лет с тех пор, как Гаррисон Форд в последний раз надевал шляпу и брал в руки кнут – в фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход». Большинство молодых зрителей, на которых сегодня ориентируется Голливуд, в ту пору еще даже не родились. Кроме того, разве бывает так, что главного героя в зубодробительном боевике играет 65-летний актер? Именно столько сейчас Гаррисону Форду.

Однако авторы делают ставку на другое. Спилберг сразу решил, что фильм должен выглядеть старомодным. Вместе с главным оператором Янушем Камински они просмотрели три прошлых фильма, чтобы сравнить их стиль – тот, в свою очередь, был заимствован из приключенческих сериалов тридцатых, сороковых и пятидесятых годов. Первые три фильма об Инди снимал Дуглас Слокомб.

«Нам с Янушем пришлось забыть гордость, – рассказывает Спилберг. – Янушу пришлось приблизиться к взгляду другого оператора, а мне – вернуться к тому режиссерскому восприятию, которое было в молодости и от которого, как я полагал, я отошел за последние двадцать лет».

Чтобы добиться подобного эффекта, Спилберг сознательно уменьшил число созданных на компьютере кадров и стал реже использовать смену камеры, которая характерна для современных боевиков. По словам Спилберга, он хотел использовать более длительные кадры, чем те, к которым привык современный зритель благодаря таким фильмам, как серия о Борне – им режиссер восхищается. Тем не менее, «каждый раз, когда меняется угол съемки, вы чувствуете, что что-то не так, что происходит какой-то обман». А отчасти это решение связано с тем, что фильмы об Индиане Джонсе, несмотря на избыток действия, – это еще и комедии. И потому Спилберг хотел «снимать так, как это делали Чаплин и Китон, у которых все происходило на глазах зрителя, без монтажа. Чтобы получить комедию, которую я хотел, пришлось быть старомодным».

Также Спилберг и Лукас сознательно избрали старомодный подход к продвижению фильма. Сегодня в рекламных подразделениях киностудий существуют целые отделы, призванные использовать интерес к фильмам в интернете, однако Спилберг и Лукас приложили все усилия к тому, чтобы зрителям до выхода фильма было известно о нем как можно меньше. Чтобы сохранить сценарий в тайне, предпринимались экстраординарные меры. Шайя Лабаф вынужден был прочитать сценарий в кабинете у Спилберга. Кроме того, режиссер лично полетел в Великобританию к Джону Харту – тот заявил, что может дать согласие на съемки лишь после того, как прочтет сценарий – и вернулся в Лос-Анджелес следующим же самолетом.

Несмотря на все усилия (так, все связанные с фильмом сотрудники давали строгую подписку о неразглашении), подробности сюжета все же просочились в прессу. Некий актер, который сыграл русского солдата, рассказал о главных сюжетных элементах одной из газет в Оклахоме. «Очевидно, советская армия ищет череп в джунглях Южной Америки, и его же ищет Индиана Джонс, – рассказал актер. – Мы взяли Индиану Джонса в плен и смогли найти череп». По словам Спилберга, в качестве наказания актер с помощью компьютерных технологий был удален из фильма.

Понадобилось немало времени, чтобы написать сценарий, который понравился бы всем – особенно Лукасу (изначально придумавшему Джонса), Спилбергу и Форду. Первый сценарий был написан в начале 1990-х годов – он назывался «Индиана Джонс и марсиане». Идея Лукаса заключалась в следующем: если первые фильмы серии основывались на сериалах 1930-40-х годов, где главными злодеями выступали нацисты, то четвертая серия должна была отражать сериалы 1950-х годов, а там гораздо больше говорилось о космосе и пришельцах. Однако Форду эта идея не понравилась.

В последующие годы создать сценарий пытались пять различных авторов. Более всего к идеалу приблизился Фрэнк Дарабонт (автор сценария «Побега из Шоушенка»). В частности, он предложил вернуть на экран Мэрион Рейвенвуд – этот элемент наряду с другими остался и в нынешнем фильме. Спилбергу сценарий понравился, но Лукас, который имел право запретить съемки, не принял его, чем крайне разозлил Дарабонта. Тот назвал Лукаса «сумасшедшим» и спровоцировал в интернете волну недовольства продюсером – ранее его уже высмеивали за грубые сценарии к новым «Звездным войнам». В конце концов, сценарий для фильма написал Дэвид Коэпп, уже работавший со Спилбергом над «Войной миров» (2005 год). Коэпп сделал ударение на том, что было интересно Лукасу, – на мифе о «хрустальных черепах». По словам Форда, это та «мистически-загадочная вещь, которая есть в каждом фильме об Индиане Джонсе». Судя по комментариям Форда к последнему трейлеру, обладание хрустальным черепом – это главный движущий элемент сюжета. «Тот, кто вернет череп в городской храм, получит его силу», – рассказал Форд.

Очевидно, что эта утечка информации расстроила Спилберга. По словам Джорджа Лукаса, тот сказал, что зрители придут не для того, чтобы «узнать сюжет. Они придут посмотреть то, как расскажет эту историю Стив Спилберг. А узнать это невозможно, если не посмотреть фильм». Безусловно, миллионы из нас так и поступят.

Кристофер Гудвин

InoPressa

***