Строго по расписанию в понедельник у России появилось новое правительство. В нем оказалось немало выходцев из кремлевской администрации и целых семь (хотя СМИ пророчили от девяти до пятнадцати) вице-премьеров: два первых и пять обычных.

Есть в кабинете и одно абсолютно новое министерство — по спорту, туризму и молодежной политике, которое возглавил Виталий Мутко, сенатор от Петербурга и руководитель Российского футбольного союза. Показателен также обмен руководителями аппаратов: глава путинской президентской администрации Сергей Собянин возглавил аппарат правительства Путина, а руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин — администрацию президента Дмитрия Медведева. Практически все знаковые фигуры путинской президентской обоймы сохранили места во власти, хотя для некоторых новые назначения могут обернуться утратой прежнего влияния.

Вполне прогнозируемым считалось назначение первым заместителем Путина экс-премьера Виктора Зубкова. Человек системный, он, очевидно, не только будет осуществлять предписанное ему в новом кабинете кураторство сельским хозяйством, рыболовством и лесным комплексом, но и окажет организационную поддержку премьеру. К этим обязанностям г-н Зубков вскоре добавит пост председателя совета директоров «Газпрома», на котором сменит президента России Дмитрия Медведева.

Еще один первый вице Игорь Шувалов наделен глобальными полномочиями — он будет отвечать за внешнюю торговлю и переговоры по вступлению России во Всемирную торговую организацию, за управление госсобственностью, разработку государственной тарифной политики, социальную политику, безопасность дорожного движения и курировать малый бизнес. Наконец, г-н Шувалов курирует деятельность естественных монополий, что является одним из ключевых направлений при нынешней структуре российской экономики. При таком объеме и составе полномочий именно г-н Шувалов выглядит как второй человек в правительственной иерархии после премьера Путина.

Из пяти «обычных» вице-премьеров объемом полномочий явно выделяется Алексей Кудрин, который сохранил за собой и пост министра финансов. В его обязанности отныне входит то, за что он боролся давно, — разработка основных направлений экономической политики. Впрочем, в глобальных макроэкономических вопросах он явно будет взаимодействовать с Игорем Шуваловым. Однако Министерство экономики (его главой осталась Эльвира Набиуллина, а торговля перекочевала в Министерство промышленности, которое возглавил старожил кабинета Виктор Христенко) теперь будет под оперативным контролем г-на Кудрина. Он сохранил контроль над кредитно-финансовой, бюджетной политикой, а также финансовыми рынками.

Одной из главных интриг было то, кому достанется пост главы аппарата правительства. По всем признакам именно на него мог претендовать ближайший соратник Путина Игорь Сечин, руководивший его секретариатом еще в правительстве образца 1999 года, а затем неизменно занимавший пост заместителя главы президентской администрации. По мнению одного из высокопоставленных источников «Времени новостей», развязка ситуации свидетельствует о том, что перевесило мнение нового президента. Вице-премьером и одновременно руководителем аппарата стал глава путинской президентской администрации Сергей Собянин. На него возложено дополнительно кураторство органов исполнительной власти на местах. Пожалуй, именно это назначение было наименее ожидаемым — Собянину прочили сохранение поста в Кремле, по крайней мере на первое время. Игорь Сечин тоже перешел на работу в Белый дом. И тоже вице-премьером, изменив своей обычной роли непубличного, но крайне влиятельного чиновника. Однако времена меняются. Отныне Игорь Сечин будет «командовать» промышленной политикой (за исключением оборонки) и энергетикой. Он, очевидно, сохранит за собой и пост председателя совета директоров «Роснефти». При этом оперативных возможностей влиять на принятие ключевых решений в стране, как это было в эпоху президентства Владимира Путина, на новом посту, на первый взгляд, у г-на Сечина становится меньше.

Четвертый простой вице Сергей Иванов, переставший быть первым вице-премьером, по-прежнему будет курировать оборонную промышленность и оборонное строительство в целом. Правда, частью своих прежних полномочий куратора всей промышленной политики ему пришлось поделиться с Игорем Сечиным.

Остался вице-премьером и Александр Жуков, причем с обширным набором разнокалиберных полномочий. На его долю выпали: реализация приоритетных национальных проектов (за исключением отданного Виктору Зубкову сельского хозяйства), образование, здравоохранение, развитие культуры, туризма и спорта, «гибельная» сфера ЖКХ, взаимодействие с религиозными организациями, демографическая и миграционная политика, госполитика в сфере архитектуры и строительства. И конечно, самое главное для аппаратного веса — подготовка зимней Олимпиады-2014 в Сочи.

Министерство энергетики (его отделили от Минпромэнерго) возглавил Сергей Шматко, перешедший из «Атомстройэкспорта». Министром связи и массовых коммуникаций стал Игорь Щеголев, бывший шеф протокола президента. Ему будет подчиняться созданная Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, которой достались функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации (в том числе электронных) и массовых коммуникаций, информтехнологий и связи, включая функцию по регистрации СМИ.

Новым министром юстиции вместо знаковой фигуры путинского президентства — экс-генпрокурора Владимира Устинова — стал близкий Дмитрию Медведеву полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов.

Министерство культуры (у которого забрали контроль за СМИ) впервые в истории России отдали карьерному дипломату — Александру Авдееву, теперь уже бывшему послу РФ во Франции. В конце 1990-х — начале 2000-х он занимал один из самых высоких кабинетов на Смоленской площади, будучи первым замглавы МИДа. Тогда он — редкий случай — проявил себя как весьма эффективный чиновник с точки зрения экономической дипломатии, занимаясь поддержкой на международном уровне газопроводного проекта «Голубой поток». Вчера назначение г-на Авдеева приветствовали и директор Эрмитажа Борис Пиотровский, и потерявший вчера же работу в связи с ликвидацией Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. А кинорежиссер Никита Михалков, подчеркнув, что г-н Авдеев на посту посла во Франции принимал активное участие в перезахоронениях Деникина, Шмелева и Ильина, добавил: «Хочется верить, что его полномочия в качестве министра культуры будут расширены настолько, чтобы в его руках были сосредоточены и финансы, и культурная политика».

Подробнее: Время новостей

***