Образование подвергнут ребрендингу
Статус среднего профобразования нужно повысить до высшего, а подготовку большинства специалистов этого уровня передать из техникумов в вузы. Эти и другие новшества содержит модель российского образования на 2010—2020 годы, разработанная группой экспертов под эгидой Минобрнауки.
Включение в систему вузов части техникумов — это по сути ребрендинг среднего образования. Таким образом, планируется создать прикладной (технический) бакалавриат, образование в котором будет считаться высшим, а продолжительность обучения останется на уровне техникума — не превысит трех, а возможно, и двух лет.
По мнению авторов, новшество позволит повысить социальную оценку и статус среднего и начального профобразования (часть колледжей-ПТУ также предлагается придать вузам). Еще одной важной особенностью станет возможность непрерывно доучиваться. “Поучился пару лет в бакалавриате — вышел на рынок, осмотрелся, поработал — доучился”, — обозначил перспективу один из разработчиков — советник министра образования и науки Андрей Волков.
К 2020 году прикладной бакалавриат позволит охватить высшим образованием 70% выпускников школ (сейчас, по данным опросов, его хотели бы иметь 80% россиян). Среди них окажется и часть тех, “кто хочет, но не способен учиться в вузе” (сейчас, по данным Рособрнадзора, они составляют до 30% каждого школьного выпуска и являются основными клиентами техникумов и ПТУ). Те же, кто захочет “работать руками”, отправятся в ПТУ, срок обучения в которых сократится до 6—9 месяцев.
Существует, впрочем, и другой взгляд на нововведение. Во-первых, предлагаемая схема способна окончательно похоронить и без того кризисное среднее специальное образование, опасается завкафедрой психологии личности психфака МГУ Александр Асмолов. Кто будет поступать в техникумы, если появится реальная возможность получить “вышку” в прикладном бакалавриате? Подобный опыт, по словам Асмолова, уже был — “массовая переделка пединститутов в университеты, при которой установка на учителя исчезла, а университетского уровня подготовки так и не появилось”. Во-вторых, разработчики не скрывают, что обучение в магистратуре пойдет “преимущественно на платной основе (исключение составят лишь нужные государству отрасли знаний)”. За дополнительное образование, включая второе высшее, уже давно приходится выкладывать кругленькие суммы. Таким образом, бакалавриат станет одним из последних островков бесплатного образования в море коммерческих услуг.
В-третьих, приравнивание среднего образования к высшему социальных проблем техникумов и ПТУ не решит, а вузам их создаст. Да и подъема уровня ожидать не стоит — скорее уж высшее упадет до среднего. А эта ситуация, с точки зрения замминистра экономразвития Александры Левицкой, чревата риском “девальвировать университеты”.
Впрочем, разработчики этих опасений не разделяют. “80% российских вузов — и так не более чем техникумы с пятилетним обучением”, — заявил “МК” ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Качественное образование, по его оценке, дают сейчас не более 50—70 вузов. Той же точки зрения придерживаются и в Минобрнауки. А потому, сообщил “МК” директор министерского департамента госполитики Игорь Реморенко, к созданию прикладного бакалавриата в ведомстве “относятся положительно” и “будут думать о его внедрении”.
***