МГУ наделил Россию супермозгом
Создав СКИФ-МГУ, Россия доказала, что может строить собственные суперкомпьютеры независимо от Запада. Новая разработка поможет ученым решающим сложнейшие задачи магнитной гидродинамики, гидро- и аэродинамики, квантовой химии, сейсмики, компьютерного моделирования лекарств, климатологии и криптографии. Супермашина способна существенно ускорять научные исследования.
То, на что раньше уходили годы, теперь стало возможным сделать за месяцы. Например, чтобы получить формулу нового средства от тромбозов (лекарство, регулирующее свертываемость крови), аналогов которому нет в мире, ученым понадобилось всего 20 экспериментов.
«Раньше на подобную работу любой стране пришлось бы потратить от 10 до 15 лет и огромные деньги, провести тысячи и тысячи экспериментов, – рассказал ректор МГУ академик РАН Виктор Садовничий. — А наш новый суперкомпьютер СКИФ-МГУ просчитал примерно 6 000 возможных вариантов построения молекул нового лекарства. И предложил 20 наиболее оптимальных.
То есть вместо 6 000 необходимых экспериментов ученым пришлось поставить всего 20 реальных. Интересно, что наилучший результат был получен при проведении 20-го». Можно сказать, что это – первая практическая польза от самого мощного компьютера России, торжественная презентация которого недавно состоялось в МГУ им. М. В. Ломоносова. Это совместная разработка Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Института программных систем РАН и компании «Т-Платформы».
Примечательно, что СКИФ-МГУ — уже второй российский суперкомпьютер (первый – СКИФ-Сайберия — установлен в Томском университете год назад). Производительность новоявленного российского СКИФа – 60 триллионов операций в секунду. Таких компьютеров в мире единицы. Их знают по именам, как редкие алмазы. По словам разработчиков, наш «супермозг» занимает третье место в Европе по мощности и быстродействию и соответствует 22-й позиции текущего мирового рейтинга Тор-500.
Хотя, по мнению ректора МГУ, — как посмотреть. Ведь, например, самый мощный в мире компьютер LLNL, созданный в США, работает на 212 тысячах процессоров, а наш – всего на 5 тысячах. Поэтому Виктор Садовничий убежден, что «наша машина более «умная», потому что более просто устроена». Кстати, вместе с еще одним мощным компьютером, который работает в МГУ, СКИФ обеспечивает уже 100 триллионов операций.
Как утверждает первый заместитель председателя Комитета ГД по науке и наукоемким технологиям, академик Андрей Кокошкин, «в ближайшие несколько лет нам крайне необходимо иметь в ведущих научно-образовательных центрах страны как минимум полтора десятка суперкомпьютерных центров на базе отечественных суперЭВМ, подобных тому, который создан в МГУ». Тогда, по его мнению, «отечественной науке и промышленности по силам превратить Россию в одну из 4–5 мировых суперкомпьютерных держав».
И такая задача ставится. Согласно заявлению, сделанному Борисом Грызловым, уже «в течение трех-пяти лет ведущие вузы России будут обеспечены суперкомпьютерами высокой мощности». А ведь еще четыре года назад сложные вычисления производились в нашей стране на машинах иностранного производства. IBM и HP не только мечтали захватить отечественный рынок, но и были близки к этой цели.
Перед Россией вырисовывалась перспектива в дальнейшем пользоваться только суперкомпьютерами иностранного производства, что ставило под угрозу национальную безопасность. Однако мы все же успели вскочить на подножку уходящего поезда. Это крайне важно для дальнейшего экономического и научного развития страны — суперкомпьютеры, как показывает мировой опыт, позволяют значительно экономить время и средства при решении важнейших технологических задач. Например, Boeing, применив суперкомпьютер такого же уровня, смог выиграть год при разработке новой модели самолета.
Ирина Позднякова, газета «Россия»
Росбалт, 10/05/2008, 09:00
***