«Оскар» для балета. В Москве раздали награды лучшим танцовщикам мира
Во вторник на сцене Большого театра вручалась одна из самых престижных балетных наград – международная премия «Бенуа де ла Данс». Знаменитые балетмейстеры всего мира собрались в Москве, чтобы оценить современные постановки по трем основным номинациям: «лучшая работа хореографа», «лучшая работа балерины» и «лучшая работа танцовщика». На конкурс были номинированы наиболее яркие постановки прошедшего сезона не только России, но и зарубежных стран.
Среди мужчин награждены Карлос Акоста и Марсело Гомес. Когда кубинец Акоста танцевал в Москве главную партию в спектакле Большого театра «Спартак», балетные старожилы смахивали слезы: со сцены лилась такая энергетика, что вспоминался легендарный Владимир Васильев – первый сценический вождь восставших рабов в балете Григоровича. За роль вождя Акосту и наградили. А Гомес, звезда Американского театра балета, пленил жюри умением пластически-виртуозно ревновать в балете «Отелло». Его соло со злополучным платком Дездемоны в руках было показано во время концерта на большом экране и убедило зрителей в том, что не каждый танцовщик может так сильно источать злобу телом.
Балерины тоже получили две награды. Лауреатка «Бенуа» Сильвия Аццони из Гамбургского балета изумительно воплотила Русалочку в одноименном спектакле: она распускала роскошный «хвост», сделанный с помощью струящихся мягких тканей, одновременно изображая телом то ли водную рябь, то ли легкий стиль плавания. Аццони удалось показать текучую изменчивость форм, которую водная стихия придает всему, что в ней находится.
Вторая победительница «Бенуа», прима Королевского балета Великобритании Тамара Рохо, награждена за роль в спектакле «Кармен». Рохо – одна из виртуознейших балерин мира, во вращениях и пируэтах этой коренастой девушке нет равных. Как сделать сценическую Кармен неотразимой в обольщении, испанка Рохо знает лучше многих. Ее независимая героиня не блещет дивной красотой и не завлекает мужчин доступными улыбками в поллица. Она улыбается не губами, а как бы всем телом – игрой ловких пуантов, прогибами спины.
Лучшим хореографом в этом году признан Жан-Кристоф Майо, руководитель Балета Монте-Карло. Однако его премированный спектакль «Фауст» в Москве не видели, поэтому достоинства постановки могли оценить лишь члены жюри, которым российской публике приходится верить на слово. Впрочем, другие работы хореографа – гарантия того, что приз «Бенуа» достался действительно лучшему. И в оригинальности мышления лауреату не откажешь. Майо представил отрывок из балета «Красавица» – собственной версии «Спящей красавицы» Чайковского. Обыгрывая сцену пробуждения героини от поцелуя принца, исполнители показали не чопорную встречу двух аристократов, как это было в классических версиях балета, но сексуальный экстаз, пробужденный прикосновением губ.
За долгие годы премия «Бенуа де ла Данс» обросла собственными сенсациями и скандалами. Самые громкие связаны с Анастасией Волочковой: несколько лет назад она получала награду «Бенуа» из рук Григоровича (Юрий Николаевич неоднократно говорил в интервью, что Волочкова – гордость нашего балета). Тогда в зрительном зале Большого театра началась стихийная акция протеста: «продвинутая» публика, не увидевшая в танце Волочковой особых оснований для гордости, затопала ногами и закричала «Позор!». Столь же бурные восклицания раздавались и во время некоего современного номера: танцовщица, послушная воле радикального европейского хореографа, изображала на сцене мастурбацию, и зрители были возмущены.
Пишут сегодня Новые Известия
***